ivyenews.by

Финансовая грамотность детей: как научить ребенка распоряжаться деньгами. Блог детского психолога Ольги Матейко

Блог детского психолога Ольги Матейко
Когда я была маленькая, проблема с деньгами решалась просто: детям деньги не давали. Подрастая, мы, конечно, получали от родителей какие-то суммы на кино и мороженое. Играя в "магазин", мы вместо денег использовали нарезанные бумажки или листья деревьев.

Современный мир меняется с огромной скоростью, и соответственно меняется мировоззрение и отношение у нас как родителей к теме финансового воспитания своих детей. И, так или иначе, родители задумываются над вопросами: «Как говорить с ребенком о деньгах?, «Когда у него должны появиться свои карманные деньги?», «Как часто детям нужно давать деньги и сколько?».

Деньги – это хорошее средство привить ребёнку такие качества, как терпение, настойчивость, щедрость, честность, справедливость, ответственность, планировать и разумно тратить свои ресурсы.

Как же с ребенком говорить про деньги? Отмечу, что уже в 5-6 лет дети начинают разбираться в товарно-денежных отношениях. Поэтому с этого возраста можно проводить беседы. Расскажите ребенку, зачем взрослые ходят на работу, что такое деньги и как родители тратят свою зарплату. Объясните детям, что деньги могут быть потрачены не только на кафе, кино и поход в магазин, но и на оплату жилья, в котором живет семья, топлива  для машины, покупку необходимой техники в дом, проезд в общественном транспорте и другое. Рассказывайте про деньги не в назидательной форме по типу «Так, слушай меня, деньгами нужно пользоваться разумно, знай цену деньгам!».

Можно рассказать по-другому, например: «Знаешь, раньше денег вообще не было. Кто-то охотился, кто-то делал хорошие наконечники для стрел, кто-то – глиняные горшки. И, чтобы людям не вступать в борьбу, не отбирать все друг у друга, когда еще денег и магазинов не было, они придумали такой способ как обмен. Я, например, тебе стрелы даю, а ты мне взамен горшки. Но, людям стало неудобно всегда носить с собой горшки или стрелы для обмена. Поэтому и придумали деньги. Они маленькие, их удобно носить с собой».

Предлагаю вам мультфильмы, которые учат детей обращаться с финансами: Фиксики - «История вещей», «Деньги»; Три кота – «Поход в магазин»; Уроки тетушки совы – «О банке», «Семейный бюджет»; Смешарики – «Черный день», «Золушка», «Благородное дело».

Когда же у ребенка должны появиться свои карманные деньги?

Деньги на карманные расходы  желательно, чтобы появились у ребенка с 5 лет. Какие преимущества в этом:

     - Это единственная возможность для ребенка научиться управлять своими средствами;

     - Позволяет детям делать ошибки в денежной сфере, когда стоимость товара еще не велика;

     - Дает возможность задуматься о стоимости вещей и определить, что именно хочется иметь;

     - Дети немного лучше относятся к вещам, которые приобрели на собственные деньги. Будьте готовы к тому, что первое время, как только у ребенка появятся свои собственные деньги, он будет спускать их на всякие сладости, безделушки. Вспомним себя, когда получали первую зарплату и спускали на ерунду. Пусть ребенок этот период пройдет в 5 лет, а не в 25.

     - Доказано, что карманные деньги снижают риск детского воровства.

 Сколько денег давать детям на карманные расходы?

  1. Каждая семья решает для себя исходя из собственного бюджета. 2. Вам не должно быть жалко эту сумму. 3. Не попрекаем ребенка «Я столько денег даю, а ты такой неблагодарный». Деньги нужно давать легко.

Можно начинать давать с 3 белорусских рублей в неделю. И далее на один год жизни добавлять по 3 рубля. Т.е. в 5 лет даете 3 рубля в неделю, в шесть лет добавляете к этой сумме еще 3 рубля, получится уже в неделю 6 рублей; в семь лет еще добавляете уже к 6 рублям 3 – получится 9 рублей в неделю и т.д.

И раз в неделю, в один и тот же день, даем одну и ту же сумму. Вырабатываем регулярность и повторяемость. Это приучает к финансовой дисциплине. И до 12-14 лет даем только наличные деньги, никаких карт. Так их дети пощупают, рассмотрят, научатся считать.

Тема финансовой грамотности достаточно масштабная. Рассказать о всех нюансах в рамках одной статьи невозможно. Но, стоит помнить следующее, что позволяя ребенку принимать самостоятельные решения относительно распоряжения карманными деньгами, помогая ему в затруднительных для него финансовых ситуациях, возлагая на него ответственность за собственные финансовые действия, мы формируем гармоничную личность. Полезные знания о деньгах, полученные в детстве, помогут избежать дорогих ошибок во взрослом возрасте.

Ольга Матейко, детский психолог @psycholog_olgamateiko (страница в Instagram)

Присылайте вопросы психологу нам на почту Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Читайте ещё:



Оставить комментарий