В. Орловский: Инициатором этого законопроекта был председатель Постоянной комиссии по национальной безопасности Олег Белоконев. Депутаты обращались к нам, и мы представили редакцию того, как это видим. Такая мера более чем необходима. Судите сами: деструктивные лидеры сначала призывали выходить на улицы, но у них ничего не получилось. Потом они призывали к различным забастовкам, а затем уехали за границу и оттуда требуют введения санкций… Хватаются за одно, другое, третье. Но у них ничего не получается, и это их злит.
Мы проводим оперативную работу в трудовых коллективах, на крупнейших предприятиях страны, беседуем с рабочими. И видим, что лица, которые заявляют о необходимости забастовок, стачек, рабочим практически незнакомы, авторитетом среди них не пользуются.Соответственно, и на их призывы никто не откликается.При этом мы фиксируем, что, даже общаясь между собой, представители созданных за границей различных общественных инициатив, которые призывают к стачкам, между делом замечают, что никакой поддержки к проведению забастовок со стороны рабочих нет. П. Петровский: Я давно выступал за привлечение к ответственности за призывы или пропаганду санкций. Вопрос только в формах этой ответственности. Подобными антигосударственными действиями страдают в основном представители молодежи. Они не просто незрелые в политической жизни (как у нас говорят, зеленые), но и глубоко безответственны. Считают, что слова, посты и призывы в интернете — это что‑то вроде забавы.
Другое дело — профессиональные политики, лидеры и члены партий, движений, общественных объединений, журналисты. Они зачастую сознательно, целенаправленно занимаются вредительством против своей страны, выступая фактически как «пятая колонна».
Теперь давайте подумаем, какие наказания здесь должны применяться? Наверное, в первом случае привлекать какого‑либо интернет‑идиота к уголовной ответственности не стоит. А вот политики, активисты и журналисты, заангажированные в общественную жизнь, должны привлекаться по всей строгости закона.
Призывы или лоббирование введения санкций либо любых других ограничительных мер в отношении нашей страны приводит как минимум к имиджевым потерям, дискредитации Республики Беларусь. В случае же реализации санкций и ограничений начинают страдать белорусские граждане, предприятия и вся экономика. Лица и организации, продвигающие и популяризирующие санкции в отношении своего государства и граждан, как раз и подпадают под соответствующую ответственность.
И. Мартынов: Подобные действия — призывы к введению санкций и так далее — первая ступенька перед тем, как нанести еще больший вред стране. Поэтому я также считаю, что ответственность по данной статье будет профилактикой. Как показывает практика применения этой статьи, по части 1 привлекают в основном людей, которые порой что‑то недопонимают в этой жизни, не умеют анализировать, осмысливать происходящее в нашей стране и вокруг нее и, как роботы, прочитав какую‑то информацию, начинают ее использовать.
Но нужно понимать, что дыма без огня не бывает и эти люди могут в дальнейшем втянуться в деятельность экстремистских или террористических структур либо организаций.Ведь в основном все активности, наносящие вред национальной безопасности, рассчитаны на молодых людей, которые порой не до конца отдают отчет своим действиям. И порой по незнанию могут быть втянуты в такие серьезные вещи, за которые придется отвечать.
В. Орловский: Еще один яркий пример — гибель сотрудника Комитета госбезопасности. Те же гражданские инициативы, а также некоторые сбежавшие за границу лидеры оппозиции уже призывают хвататься за оружие и давать вооруженный отпор сотрудникам правоохранительных органов. Все это похоже на безумную злобу проигравшего. Что бы ни делать — только бы навредить стране. Поэтому введение ответственности — важная и актуальная инициатива.
Люди, которые сбежали из нашей страны, ненавидят ее и сегодня работают в интересах западных стран, не должны иметь права называться белорусами.Возможно, их также нужно лишать гражданства. Если они отвернулись от страны, почему страна не может отвернуться от них? В результате они не смогут приехать в Беларусь в свободном порядке, не смогут участвовать в электоральных процессах, общественно‑политической жизни государства.
П. Петровский: Я думаю, что профилактика призывов к санкциям при помощи введения уголовной ответственности будет действовать. Граждане с низкой политической ответственностью лишний раз задумаются, нужно ли им это. Что касается экстремизма, то на эту стезю сворачивают люди, которые уже находятся под аффектом, политические сектанты, потерявшие связь с реальностью. Они готовы на все. Символ веры их политических сект выше жизни окружающих. Таким людям нужна реальная психологическая помощь.
В. Орловский: В подавляющем большинстве законопроект направлен не только на организаторов массовых беспорядков, которые в сентябре прошлого года сбежали за границу, в Польшу, Литву (ощущая там безнаказанность, они призывают тех, кто живет здесь, совершать действия, которые могут причинить вред национальной безопасности), но и на тех граждан, которые с ними общаются, поддерживают, разделяют их взгляды. Они готовы исполнять их волю. Те в ответ им обещают, что они не будут привлечены к ответственности. Очень хорошо, что депутаты уловили важность этой темы. И если будут и другие инициативы, мы поддержим.
П. Петровский: Хочу заметить, что коллективный Запад, избравший санкционные методы противостояния, не сталкивается у себя с подобными безответственными случаями. Там вкладывают множество ресурсов, чтобы в обществе не появлялось подобных настроений. При этом Запад тратит огромные средства на популяризацию санкций среди невписывающихся в евроатлантический мир стран. Хотя, как показывает практика, те силы, которые бы выступили за санкции против своих стран, сразу бы привлекались к ответственности как экстремистские, угрожающие национальной безопасности. Кстати, подобные призывы и действия и в других странах рассматриваются как проявление экстремизма.
Ст. 361 Уголовного кодекса состоит из трех частей.♦ За публичные призывы к свержению конституционного строя, захвату власти, террористическим актам, применению ограничительных санкционных мер к государству, физическим и юридическим лицам предлагается наказывать ограничением свободы на срок до 5 или лишением свободы до 6 лет (согласно действующему сегодня УК по первой части ст. 361 может грозить лишение свободы на срок до 5 лет).
♦ За призывы к иностранному государству, иностранной или международной организации совершить действия, направленные на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, либо за распространение материалов, содержащих такие призывы, грозит лишение свободы от 3 до 10 лет (по действующему УК — лишение свободы на срок до 5 лет).
♦ Если такие действия происходят с применением интернета, СМИ, либо должностное лицо использует свои служебные полномочия, либо это повлекло тяжкие последствия, то наказание становится более серьезным: лишение свободы от 4 до 12 лет (по действующему законодательству — от 2 до 7 лет).