ivyenews.by

О Президенте, военных воспоминаниях и секрете долголетия. Интервью с ветераном Великой Отечественной войны Валентиной Барановой

Актуальное
…К вековому юбилею она идет на тонких каблучках, пишет СБ. О ней написаны книги, сняты документальные фильмы и десятки телепередач. Она постоянно находится в гуще событий — в режиме нон-стоп чередой идут патриотические встречи в школах, в студенческих аудиториях, в трудовых коллективах, посещение на дому коллег-ветеранов…

Открою для уважаемых читателей небольшой секрет: она — это Валентина Петровна Баранова, которая в гуще людей и событий ежедневно находится (безо всякого преувеличения!) в формате 24/7. Хотя какой тут секрет? Валентину Баранову знают все. Честно признаться, о на редкость интересной собеседнице за много лет уже писано-переписано. Тем не менее при каждой новой встрече эта удивительная женщина открывает новые грани своего таланта и неординарной личности.

И такая встреча состоялась у нас в канун очередного Дня Великой Победы. В маленьком дворике в самом центре Гродно, где витает терпкий аромат цветущей сирени. Совсем как 78 лет тому назад, когда счастливые победители самой жестокой и кровопролитной войны в истории человечества эмоционально салютовали в небо…

Арифметика Барановой

Собеседница бодрится, однако в уголках ее глаз застыли невольные слезинки. Валентина Петровна берет в руки альбом и бережно разглаживает фотографии.

— Помню 9 Мая 1945 года даже в мельчайших деталях, как будто это было только вчера. Для меня это одновременно День Победы и день величайшей скорби. Вот фронтовой альбом. Понятное дело, я его за много лет уже выучила наизусть… Гляжу на фото, где запечатлены 30 юных смешливых и наивных девчонок — это наш взвод связисток перед отправкой на фронт. 17—18-летние, веселые и задорные, полные планов и надежд. Были романтичными, как Ассоль, которая ждет своего отважного капитана Грэя. Смотрю на этот снимок, и просто сердце кровью обливается… Кого-то убило в первые же дни войны, кто-то погиб незадолго до желанной Победы… А теперь (вздыхает) на белом свете осталась я одна.

Однако не зря же говорится, что слезами горю не поможешь — долго находиться в унынии Валентина Петровна по определению не может. На мой резонный вопрос «как в неполные 100 лет можно выглядеть на 60?!» всегда оптимистичная и жизнерадостная женщина отвечает задорно и эмоционально:

— Стареет только тело, но не душа. А у меня на этот счет своя арифметика. Арифметика Барановой! Если хотите — поясню. На мой 60-летний юбилей коллеги по музыкальному педагогическому училищу подарили красочный плакат со стихами собственного сочинения и множеством совместных фотографий. Через двадцать лет в собственный день рождения я туда дописала эту цифру, и получилась такая надпись: «Валентине Барановой — 60 + 20». Ну а в прошлом году, на 99-летие, мне снова пришлось брать в руки красный фломастер… (Смеется.) В итоге имеем то, что имеем: 60+20+19. Это не так страшно слышать, как 99. А скоро мне стукнет 100! Невероятно! Никогда бы не подумала, что доживу до трехзначной цифры в паспорте. К слову, к ней я стараюсь идти уверенно, невзирая на всевозможные хвори и болячки. А вернее — двигаться бегом и на каблучках.

Русский язык Барановой

Родом прославленный ветеран из России, однако второй родиной по праву считает Беларусь, где живет с послевоенных лет:

— 21 июня 1941 года я закончила десятилетку в Абакане, а назавтра должен был быть выпускной бал. Но вместо бала мы всем классом направились в районный военкомат. Правда, нас, семнадцатилетних (18 мне исполнилось только в ноябре) на фронт не брали. Четыре раза я обращалась с просьбой о призыве, однако каждый раз получала отказ. И только спустя год, летом ­1942-го, отправилась на фронт. Воевала в полку связи в звании сержанта. С боями прошла от украинского Старобельска до чешской Праги, участвовала во взятии Берлина. И везде, где ступала нога солдата-­освободителя, нас носили на руках, заваливали цветами, обнимали и целовали, говорили проникновенные слова благодарные граждане Болгарии, Польши, Венгрии, Чехии… Русский язык был для них практически родным! А мы — воины, солдаты Победы — словно в статусе святых. Куда теперь все это подевалось?! Память предана забвению, мемориалы варварски разрушаются, а в героях у них, увы, персонажи совершенно иного толка... В Беларуси белорусский и русский — это языки-братья. Двуязычие. И тем, кто сейчас «колобродит» у наших границ, создавая психологическое давление, я отвечу именно по-русски: руки прочь от Беларуси! На нас нынче географические соседи зарятся, что называется, и слева, и справа. Но… Броня у нас крепка и танки наши быстры! Здесь небольшая предыстория. Помнится, в начале 1990-х, когда везде царили развал и разруха, наши военные тоже были не на лучших позициях. Получали копейки, не было ни жилья, ни дальнейших перспектив. Но пришел Батька — и армией начали серьезно заниматься. Модернизировали технику, взялись за кадры, нашли людей, не забыли о патриотическом воспитании, что также немаловажно… Я же общаюсь в этих кругах и вижу разительные перемены, которые происходили на моих глазах. Поэтому враги пусть только сунутся — получат по зубам! Правильно сказал наш Президент: «Армия защитит страну, а люди должны защитить свой дом». Да, немного нас, ветеранов, осталось, но мы с Президентом вместе и готовы подставить плечо, если понадобится. За свою долгую и насыщенную событиями и впечатлениями жизнь я много где побывала. И скажу уверенно: нет страны лучше и краше, чем наша родная Беларусь.

Физкультура Барановой

Понятное дело, я не мог не задать вопрос о секрете долголетия Валентины Петровны. Без пяти минут 100-летняя ветеран Великой Отечественной войны немного смущается. Но тут же шутит:

— Я сибирячка! Родилась в 1923 году в городе Минусинске, а там морозы до 60 градусов бывают. Может, «заморозилась»? (Смеется.) А если серьезно, то на самом деле все просто: улыбка, прямая спина, расправленные плечи и… вечный оптимизм! А еще я каждый день пою фронтовые песни, играю на фортепиано и на встречи с трудовыми коллективами и в студенческие аудитории к молодежи хожу в туфлях-лодочках на каблуках-шпильках. Нет, физкультурой я не занимаюсь, хотя все время в движении. Знаете, на самом деле жить интересно и когда тебе почти 100 лет. Часто слышу от молодых, что сахар несладкий и соль несоленая, что зарплаты маленькие, а работы много. Но жить теперь проще: нажал кнопку и звони хоть в Америку, хоть в Китай. Круглогодично практически можно купить и клубнику, и киви… Только и слышу: дай! Дай! А на самом деле надо жить для людей, иметь незатухающий огонек в душе. И самое главное — у каждого человека в первую очередь должна быть потребность не брать, а отдавать. Поэтому как только кто-то начинает ныть и жаловаться на жизнь, я тут же резко разворачиваюсь и прерываю с ним общение. Мне с такими, признаюсь честно, не по пути…

…А я все думаю: когда, сидя на лавочке под майским мирным небом 2023 года, заговорим с легендарным ветераном о войне? Но «белорусская сибирячка» (так она себя называет) Валентина Баранова словно бы ловит мои мысли.

— За 80 лет я столько раз рассказывала о войне… А война — это боль, пот и кровь. Поэтому скажу одним предложением: добро победило зло. Страшной ценой, ценой 27 миллионов жизней…

…Мы фотографируем Валентину Петровну у березки и желаем ей крепкого здоровья. Она благодарно кивает в ответ:

— Никогда не думала, что столько проживу. Вот березка под моим окном. Каждый день подхожу к ней, крепко обнимаю. Это моя верная подружка! Посадила ее в 1957-м. Вот уже 66 лет она 9 Мая цветет и зеленеет. Так и наша родная Беларусь расцвела за последние годы и десятилетия. Потому что народ здесь хороший, ответственный и трудолюбивый, а лидер наш, уважаемый Александр Григорьевич, из народа. Батька нас в обиду не даст! Так что мы, пока весь мир сходит с ума, живем и не тужим. Так и напишите!

Читайте ещё:



Оставить комментарий