Язык:

Свет истины для нас и для потомков. Музею национальных культур - 10 лет

О малой родине

В праздничном номере мы, журналисты районной газеты, постарались сделать такие материалы, которые познакомят гостей торжества а ивьевчанам еще раз напомнят о знаковых и значительных местах, событиях, явлениях, датах, людях истории и дня сегодняшнего города и района; о том, чем мы гордимся, что отличает нас от других, и что единит нас со всей Беларусью.


Конечно, духовное и материальное наследие складывается веками, собирается, как ожерелье из отдельных бусинок, на нити времени. Как прекрасно, что в этой символической связке есть жемчужины современной огранки. То, что принадлежит каждому из нас и то, что останется будущим поколениям.
3 июля, в День Независимости, в День города, который нынче отмечает свое 575-летие, есть еще один маленький, но, тем не менее, значительный юбилей для Ивья — 10 лет назад открылся музей.

Екатерина Маскалевич – директор Ивьевского музея национальных культур:


— Мне кажется, для музея любого уровня подчинения самая дорогая награда – признание местным сообществом, которое, будучи причастным к истории создания, развития, существования музея, на вопрос интуриста: “Что у вас можно посмотреть?” отвечает: “НАШ музей”. Это дорогого стоит.
Относительно недавно, в 2009 году, в городе Ивье появился музей. Ивьевскому музею национальных культур всего 10 лет, однако за это время, сохраняя материальное и духовное наследие ивьевского края, мы сумели завоевать сердца наших посетителей. Мы не стремимся быть «истиной в последней инстанции», ведь история – она такая разная, как и все мы… Мы с уважением и почтением относимся к прошлому, без которого, как известно, нет будущего.
Принимая участие в семинарах, конференциях, я очень часто слышу: «Вы из Ивья? У вас такой интересный музей!». 17-18 июня в Бресте проходил семинар-тренинг «Музейной региональной академии». Коллеги из Германии, лишь посредством моего рассказа и нескольких слайдов, сказали, что у нашего музея большое будущее! Это безумно приятно!
Моя задача, как руководителя, сделать так, чтобы НАШ музей был не закрытым, консервативным учреждением, а современным социокультурным центром, открытым к диалогу и сотрудничеству.
В музее продолжается работа по созданию постоянной экспозиции “Пад адзіным небам праз стагоддзі”, которая включает в себя четыре раздела: “ З гісторыі карэннага насельніцтва Іўеўшчыны”, “Беларускія татары”, “Беларускія яўрэі”, “Другая сусветная вайна”.

Сегодня мы расказываем вам об ивьевском музее, как уголке маленького Иерусалима, где собрано то, что отличает наш город от остальных городов и поселков, где веками закладывался мощный пласт культуры Востока и Запада, создавалось то уникальное явление, которым является белорусское местечко. Еще не город, но уже и не деревня, где вместе радуются и вместе плачут, где еврейский врач спасал татарских детей, а татарская семья впустила ночью в свой дом убежавших из гетто юношей…

В нашем рассказе будут не только журналистские эмоции. Нам помогают в этом повествовании и профессионалы своего дела, к каковым, безусловно, можно отнести старшего научного сотрудника Марину Позняк. И свой рассказ она начнет в зале раздела “З гісторыі карэннага насельніцтва Іўеўшчыны”.
— Вниманию посетителей представлена карта, на которой показаны места, где были найдены и открыты первые поселения-стоянки первых людей на территории современной Ивьевщины, приспособления для труда наших далеких предков.


Экспозиция знакомит также с периодом становления христианства, которое неразрывно связано у нас с личностями Евфросиньи Полоцкой и Франциска Ассизского.
Прошлое Ивьевщины невозможно представить и без личности Альбрехта Гаштольда – крупнейшего магната Великого княжества Литовского, фактического создателя и руководителя издания в 1529 годзе СтатуТа ВКЛ. Это Альбрехт Гаштольд на рубеже 15-16 столетий возвел в Гераненах замок, который стал прообразом тех бастионов, которые нашли в Беларуси самое широкое применение во второй половине 16-го и особенно 17-го веков. Кстати, именно этот замок историки называют свидетелем любви столетия – любви польского короля Сигизмунда ІІ Августа и красавицы-литвинки Барбары из княжеского рода Радзивиллов.
В экспозиции нашли отражение и времена Реформации, когда местечко становится центром арианства, когда в нем проходили Синоды. Участником одного из них был Сымон Будный — гуманист, просветитель, церковный реформатор XVI века. Один из первых идеологов развития белорусской культуры на родном языке.
Тогдашний владелец Ивья Ян Кишка, высокообразованный, влиятельный магнат, автор нескольких религиозных трактатов, в 1585 году открывает в Ивье знаменитую арианскую академию. Ректором был назначен Ян Лициний Намысловский, прогрессивный мыслитель-гуманист, педагог и поэт.
Далее можно увидеть православные иконы, складень, служебники 19 столетия, одежду монаха – францисканца, романский орнат католического священника, имшал римский 1901г. и т. д. В архивных фондах музея много православной литературы и требников (богослужебных книг) 18-20 столетий.
Здесь можно услышать многовековую историю одного из самых древних храмов Ивьевщины — костела святых апостолов Петра и Павла, узнать о визите в город в 1995 году главы православия Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Багато представлена неповторимая и колоритная культура наших предков, такие календарно - обрядовые праздники, как Пасха, Рождество, Богач; семейно-обрядовый праздник “Свадьба”.
Изюминкой этого зала является батлейка, копия Еленского вертепа 18-го столетия. Кстати, батлейка в музее действует с 2013 года, можно увидеть и ее представления.
Именно наличие всех этих экспонатов позволяет сотрудникам музея проводить интереснейшие и познавательные экскурсии как для жителей города, так и для гостей Ивьевщины.
По словам директора музея Екатерины Владимировны Маскалевич, в прошлом году количество посетителей составило более 6 с половиной тысяч человек.
Это все, безусловно, благодаря тому, что в музее создана и действует целая система форм и методов работы с посетителями: экскурсии, музейно-педагогические занятия, лектории, квесты, игры, интерактивные экскурсии, экскурсии по городу и району. Экскурсия “Золотое кольцо Ивьевщины” популярна не только у заграничных и дальних гостей. Ее заказывают для взрослых и детских групп из Новогрудского, Сморгонского, Ошмянского и других районов нашей области.
Благодарны сотрудники музея (их восемь человек) за понимание и поддержку со стороны районных властей, отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи…
Мы благодарим Марину Петровну и переходим в следующий зал музея, где размещен один из разделов эспозиции “Белорусские татары”. И тут по нашей просьбе (несмотря на большую занятость) к нам присоединяется председатель мусульманской татарской общины города Иван Матвеевич Шабанович.


Именно от председателя мусульманской общины я слышала слова о том, что Аллах любит тех, кто любит учиться, то есть, тех, кто приобретает новые знания и полезные навыки. Поэтому так приятно и полезно быть в подобном месте рядом со сведущим в вопросах религии и жизни татарской общины человеком.
По словам Ивана Матвеевича, в этот зал он входит как в храм знаний истории белорусских татар, как в символический дом, где история и древность, где современность и лица, знакомые с детства.

Более шести столетий маленьким островком в мире христианства существовал и существует ислам. Здесь эта древняя и новая история сохранены для потомков. Можно увидеть в экспозиции большие портреты великих князей Гедимина и Витовта, во время правления которых и совершилось великое переселение мусульман на земли Великого княжества Литовского, и легенды, предания о которых долго жили в татарских семьях. Ивьевские татары считают, что поселение их основано великим князем Витовтом. В знак благодарности за оказанную помощь в Грюнвальдской битве великий князь ВКЛ подарил их предкам урочище Муравщизна, которое располагалось вблизи местечка. Придя на нашу землю, татары принесли с собой свою культуру, обычаи, обряды и веру, которой остались верны до сего дня.
Экспозиция поражает большим количеством экспонатов, своей логической завершенностью. Как я уже сказала, в центре внимания портреты великих князей ВЛК. И здесь же, на этой стене и на гармонично задействованных окнах расположилась боевая история татар, воинов по своей сути. Мусульманские легионы всегда были надежной силой войск и ВКЛ, и Польши, и царской России. Целую историю татарского воинства до 2-й мировой войны несколько лет назад привезли с выставкой коллеги-музейщики из Белостока.
Стрелы, колчаны, шлемы и т.д. Этот уголок проникнут военной историей мусульман Беларуси. Далее идут священные книги, духовная литература, предметы культа. На окне в естественной солнечной подсветке — цветной постер мечети Куба — одной из старейших когда-либо построенных мечетей. Расположена она неподалеку от священного для мусульман города Медины в Саудовской Аравии.
В экспозиции можно увидеть Тэджвид 1970 года – правила чтения Корана, хамаилы, Коран, ритуальное облачение имама (Исмаила Алеевича Шабановича), мугиры 1912 года и современные, которые пишет местная жительница Эмилия Халильевна Шабанович.
В центре зала макет ивьевской мечети, которая возведена в 1882 году с помощью владелицы Ивья польской графини Эльвиры Замойской. Мечеть за все эти годы никогда не закрывалась. В советское время была единственной действующей мечетью Беларуси.
Ивьевская татарская община поддерживает связи с Татарстаном. В экспозиции представлены сувениры-подарки татарского сообщества города Азнакаево.
Есть в этом зале совершенно уникальная стена. На ней фотообои. И вот здесь наш собеседник по экскурсии Иван Матвеевич Шабанович уже окунается совсем в недалекое прошлое. Это тоже история, но новейшая. С этих фотографий смотрят лица родных и близких, соседей, эмигрантов-татар, которые уехали в начале 20-го века в Соединенные Штаты Америки. Здесь запечатлены моменты Курбан-Байрама, люди во дворе мечети после намаза, семьи, отдельные люди, работа на полях, праздники, здесь фотографии и имена ивьевских имамов - Мустафы Алеевича Шабановича (55 лет был имамом в мечети, работал в местном колхозе, имел звание заслуженного колхозника), Исмаила Алеевича Шабановича (муэтдин, а затем имам).

Здесь Иван Матвеевич видит не только своих родных, но и себя на детской фотографии. И это создает ощущение, что ты – дома, ты среди своих.
— Это жизнь, — говорит мой собеседник.— Почти никого из них нет в живых, а становится тепло на сердце от их взглядов через десятилетия, столетие.
Стены, смотрящие друг на друга, содержат информацию о татарах-воинах и татарах-тружениках. Хотя и в былые времена, и в годы 2-й мировой войны (сентябрь 1939 года в Польше), и в годы Великой Отечественной войны ивьевские татары были воинами, были среди защитников Отечества. Исполняли они (и Иван Матвеевич, в частности) и интернациональный долг в Афганистане.
…Наверное, он приведет когда-нибудь в этот зал своего взрослого сына — курсанта военного пограничного факультета БНТУ. Им будет о чем здесь поговорить. Татарские воины издревле стояли на защите рубежей своего белорусского Отечества. А в этом зале можно узнать и истоки этой преданности, веры и трудолюбия…

Есть в музее национальных культур уголок, куда из Израиля и других стран мира, как домой, приезжают дети и внуки, а также соплеменники бывших ивьевчан. И тех, кто чудом избежал печальной участи еврейской общины города, и тех, кто 12 мая 1942 года “переселился” в лес возле деревни Стоневичи. Именно здесь под пулеметными и автоматными очередями нашли свой последний приют более двух с половиной тысяч стариков и младенцев, юношей и девушек, женщин и мужчин… Фашисты освободили Ивье от тех, кто жил здесь веками. Ведь первое летописное упоминание о евреях, согласно архивам, относится к 1626 году, когда на шляхетном сейме в Бресте от большой общины ивьевских (малые общины представительства на сейме не имели) евреев присутствовал в качестве посла Мойше Ивьевский.


До 1929 года в Ивье действовали четыре синагоги. Большой пожар 1929 года уничтожил большинство местечковых строений. Затем Ивье отстроилось заново. И ныне стоят те дома, которые были семейным очагом, магазинами, парикмахерскими, булочными, пекарнями, швейными маленькими мастерскими. Славилось Ивье хорошими учителями, врачами, аптекарями - евреями…
В пятницу собирал своих соплеменников имам мечети, в воскресенье гудел колокол старинного костела. А в пятницу после обеда иудеи приветствовали святую субботу “Шалом, Шабат!”. И мужчины, вернувшись из синагоги, зажигали свечи, и усаживалась за общим столом большая семья, и плыл по дому запах Шабата, который по-своему создавала каждая хозяйка то ли из цветов, то ли из фруктов, то ли из других съедобных или косметических веществ…
Широко раскрыта в музее тема религии, есть много вещей, которые использовались во время молитв, обрядов, праздников: мезузы, тфилин, талес, кипы, ханукальные и шабатные подсвечники, дрейдлы, салфетки для мацы ( священный хлеб типа католических оплаток и православных просвирок, кеара, священные книги – Танах, Тора.
О том, что это такое, для несведущих в этом вопросе рассскажут грамотные и всезнающие экскурсоводы.
Экспозиция еще в стадии построения. И появились здесь такие незабываемые для отдельных людей уголки. Как то: два макета двух реально существовавших домов по улице Бернардинцев (нынешней улице Карла Маркса) — парикмахерская Давида Бендера и дом №29 Арона Шварца. В окнах первого – принадлежности парикмахера старых времен, а если заглянуть в окна Шварцев, мы увидим там хозяйку, которая готовит шабатный стол. Между домами виден вдали костел, к которому ведет улица-брукованка (брусчатка), по которой так хочется уйти в то время, когда так ярки и высоки были звезды над местечком, когда еще в Ивье не появилась эта трагическая страница истории…

О страшных временах Холокоста и зверствах фашистов на территории нашего района во время Великой Отечественной войны рассказывают уникальные фотоснимки, рукописи, Книга Памяти…
А еще об этом рассказывают оставшиеся в живых ивьевчане-евреи. Но их все меньше — время неумолимо. Но есть один человек, который стал своеобразным проводником на дорогах памяти. Это Тамара Моисеевна Кощер, бывшая ивьевчанка, родившаяся уже в послевоенное время от еврейского мужчины, у которого в этой страшной лесной могиле, ставшей мемориальным местом, лежит фактически вся семья. Ныне жительница средиземноморского города Нетания в Израиле, Тамара является руководителем Международного проекта “Корни” и символическим хранителем памяти о Холокосте на территории Беларуси и Украины, возит группы предков тех, кто лежит в подобных ямах на территории бывших республик Советского Союза. И все дороги, в которые она отправляется со своми международными группами, непременно заворачивают в Ивье. И в этот музей.
Потому что здесь хранится истина для нас и для потомков. А истина в том, что живем мы с вами в совершенно уникальном городе. Да, он маленький, да, он провинциальный. Но в нем, как мало где в другом, до недавних пор были представлены три главнейшие религии мира: христианство, ислам, иудаизм. В нем веками жили и живут по-людски, по-соседски белорусы, русские, татары, евреи, поляки. У нас никогда не было и не может быть конфликтов на религиозной и национальной почве. Потому что все мы – дети одной Отчизны – толерантной, доброй, терпеливой и трудолюбивой Беларуси. Пусть меняются века и времена, но мы желаем и дальше с гордостью читать строчки стихотворения бывшего редактора районной газеты Константина Васильевича Синевича, в которых он говорит:
Скрозь ліхалецці яркім суквеццем
Крочаць татарын, паляк, беларус…

В. ГУЛИДОВА.
Фото С. ЗЕНКЕВИЧА.

Читайте ещё:



Оставить комментарий

Ваше имя
Ваше сообщение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реклама

В какой соцсети вы проводите больше всего времени?

Предложить свою новость

Предложите нам свою новость.
Возможно, мы её опубликуем.

Заполните все поля, отмеченные символом *

Наши соцсети

Способы оплаты

PDF-рассылка

Уважаемые читатели газеты «Іўеўскі край»!

Вы можете подписаться на электронную версию нашей газеты, представленную в PDF-формате. Газета будет высылаться на указанный вами адрес электронной почты  по вторникам и пятницам накануне выхода в печать. Подписаться можно, начиная с любой даты. Будьте первыми в курсе свежих новостей Ивьевщины!

СТОИМОСТЬ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСКИ:

– на месяц – 3 руб.;
– на три месяца – 9 руб.; 
– на шесть месяцев – 18 руб.

Подробнее

Наши контакты

р/с № BY47BAPB30152768600140000000

ОАО "Белагропромбанк", г.Минск.
 Код BAPBBY2X,

УНН 500051130.

E-mail: pressa.ik@ivyenews.by

Тел/факс: (01595) 6-96-40

Наш адрес:
231337, Гродненская обл., г. Ивье,
ул. 1 Мая, 18

Ссылки


Ивьевский районный исполнительный комитет

 

 

Please publish modules in offcanvas position.