Современные дети и гаджеты
Современная жизнь «преподнесла» такую психологическую проблему как гаджеты. Особенно остро она проявляется у наших детей.
Телефоны, телевизоры, игровые приставки, планшеты и компьютеры – это то, без чего современные дети не могут обойтись. Да и много ли из нас тех, кто проводит хотя бы один день без этих устройств? Думаю, что нет! Что же ожидать от детей в таком случае?
И все чаще от родителей я слышу: «спит с телефоном, ест с телефоном, в туалет тоже с телефоном! К ребенку в гости приходят друзья, и родители в шоке…дети почти не разговаривают, а только пишут друг другу сообщения в мессенджерах и сидят, уткнувшись в экраны!»
И тогда родители задаются вопросом: «Ребенок зависает в телефоне – как быть?»
В такие моменты наступает время родительских экспериментов:
- одни родители сразу прибегают к жестким мерам – полностью лишают детей доступа к гаджетам, покупая им кнопочный телефон;
- другие начинают ограничивать своих детей по времени, например 30 минут днем и 30 минут вечером;
- третьи родители предпочитают не обращать внимания, оправдывая тем, что наши дети – это новое цифровое поколение 21 века;
- еще есть вариант, при котором родители начинают бить тревогу и бегут к специалистам;
Однако чаще всего родители перепробовали все возможные варианты, причем по несколько раз. Но, к желаемым результатам это не привело.
Но, давайте будем с вами откровенными: мы, взрослые, постоянно сидим в телефонах. И было бы странно, если бы дети не брали с нас пример и не вели себя так же. Многое зависит от семьи: то, что мы демонстрируем детям, они начинают перенимать и использовать сами.
Приведу вам несколько любопытных фактов по проблеме гаджетозависимости. Все чаще медики заявляют о новых необычных недугах, напрямую связанных с использованием мобильных устройств и интернета, которые влияют на психическое здоровье человека.
Я думаю, что некоторые симптомы каждый сможет обнаружить у себя. Итак, что же это за список проблем?
- Синдром фантомного звонка (кажется, что телефон звонит в кармане);
- Номофобия (nomobilefobia, или боязнь остаться без телефона);
- Facebook-депрессия (чем больше времени проводишь в социальной сети, тем хуже отношение к своей собственной жизни);
- Зависимость от online-игр (уход в виртуальный мир, отказ от учебы, семьи);
- Киберхондрия (страх, что «подцепил» болезнь, о которой вычитал в Интеренете);
- Эффект «OK Google» (мозг не воспринимает информацию, так как ее проще найти, чем хранить).
Зависимость наступает очень быстро, остальные интересы, дела, общение, уходят на задний план. Гаджеты становятся быстрым и лёгким источником гормона удовольствия – дофамина. И самим детям сложно контролировать своё время в гаджетах. Легче всего этот вопрос решить с помощью настроек внутри современных устройств, даже не прибегая к установке дополнительных программ и приложений на телефоне: в Iphone это раздел Screen Time (экранное время), для Андроида – приложение Family link (Фэмэли Линк). Любые изменения возможны только после введения специального пароля, который знаете только вы.
С помощью этих настроек вы сможете решить:
– какие игры и приложения будут доступны, а какие – нет.
– сколько и в каких приложениях проводить времени в течение дня.
– в какое время гаджет находится в режиме покоя – работает только как телефон или мессенджер (например, по утрам, а также за 1-2 часа до сна).
– установить возрастные ограничения.
Ребёнок может быть недоволен правилами, возмущаться, негодовать – имеет право. Он не должен их любить. Но это не причина сердиться на него, повышать голос или ссориться. Пока вы отвечаете за его психическое и физическое здоровье – решаете в итоге ВЫ, а не он. Потому что вы взрослый, а он – ребёнок. И вы любите его и заботитесь о нём.
Объясните ребенку ЗАРАНЕЕ, что последует, если пытаться обойти настройки – некоторое время придётся отдыхать от гаджетов (уточните – сколько).
Для того, чтобы сбалансировать взаимодействие ребенка с цифровым и реальным миром нужно помогать ему видеть всё многообразие реального мира. Играть с ребёнком в настольные игры, приглашать в гости других детей, вместе ездить в интересные для ребёнка места, читать ему, ставить аудиокниги, вместе делать дела по дому, смотреть и обсуждать интересные фильмы. Помочь ребёнку найти хобби и секции, кружки, на которые он будет ходить с интересом.
Ольга Матейко
детский психолог
@psycholog_olgamateiko
(страница в Instagramm)