Когда в семье появляется ребенок, родители, без сомнения, хотят дать ему все самое лучшее. Но как отличить это «самое лучшее» от по-настоящему нужного и полезного для развития личности и способностей ребенка?
В психологии в вопросах детско-родительских принято считать, что на каждом этапе жизни ребенка родитель дал ему все, что мог в той ситуации.
Такая мысль помогает решить многие проблемы в отношениях детей и родителей, особенно когда уже взрослые дети живут с претензиями, что им дали мало или не то…
ОТКУДА БЕРУТСЯ ПОДОБНЫЕ ПРЕТЕНЗИИ?
Часто родители хотят не просто дать детям все необходимое для развития, но и буквально «вылепить» ребенка по своему образу и подобию, ну или сделать его еще более совершенной версией себя. И для реализации таких желаний родители пускают в ход любые способы — лишь бы их, часто нездоровые, амбиции были удовлетворены.
ЧТО МОЖНО НАЗВАТЬ НЕЗДОРОВЫМИ АМБИЦИЯМИ?
Яркий пример приведен у Стивена Кови в книге «7 навыков высокоэффективных людей». Автор блестяще показал, как один директор крупной компании, желая стимулировать сотрудников к хорошим результатам, каждый месяц собирал их и показывал картинку с бегущими на ипподроме лошадьми.
Над мордой самой быстрой лошади он обещал написать имя лучшего работника и даже оплатить ему отдых в пятизвездочном отеле.⠀
Но никто не хотел становиться первым сотрудником, более того — люди не уважали босса. «В чем причина неблагодарности?» — недоумевал этот человек, пришедший к Кови за советом…
Это грустно, но многие родители именно так относятся к своим детям. Они включают в воспитание правила условностей:
любить можно только хорошего(-ую) мальчика/девочку;
в школе нужны только девятки/десятки, другие оценки неприемлемы (за это некоторые даже платят детям деньги — дают установку на то, что ребенок лучше и умнее всех);
можно подарить модный гаджет, а можно — забрать его обратно лишь за то, что ребенок ведет себя «не так».
На самом деле ребенок чувствует фальшь, упирается и не хочет быть первым в «заезде». И поэтому хотелось бы подчеркнуть главное: отношения между родителями и детьми — это не обучение гонке на ипподроме, это уважение и понимание того, что жизнь порой состоит из неудач и потерь.
Любой ребенок должен напитаться безусловной любовью, покоем, радостью, а грамоты, дипломы, десятки — это важно и, конечно, приятно, но это не главное.
Каждый рождается, чтобы прожить собственную жизнь, и родитель — не коуч, не тренер, а тот, кто дает безусловную любовь, без графиков и счетчика успехов.