ВОТ УЖЕ ПРОЙДЕН ПЕРВЫЙ ВОЗРАСТНОЙ РУБЕЖ, ЗАДУТА ПЕРВАЯ СВЕЧКА НА ИМЕНИННОМ ТОРТИКЕ, А ОН ВСЕ МОЛЧИТ И НИКАК НЕ ЖЕЛАЕТ ПОРАДОВАТЬ СЕМЬЮ ПЕРВЫМИ СЛОВАМИ И НЕ ПОНИМАЕТ, КАК СИЛЬНО ВАМ ХОЧЕТСЯ, ЧТОБЫ МАЛЫШ ПОСКОРЕЕ ПЕРЕШЕЛ ОТ «АГУ-АГУ» К «МА-МА» И «ПА-ПА»! ВОТ ТАКИЕ ПРОСТЫЕ СОВЕТЫ ПОМОГУТ ВАМ РАЗГОВОРИТЬ КРОХУ И РАСШИРИТЬ ЕГО СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС.
ПРОИЗНОСИТЕ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ СЛОВ САМИ
Даже если это вам не свойственно, самое время стать болтуном. Рассказывайте малышу о том, что вы делаете и чувствуете, пусть вас не смущает тот факт, что он еще не может поддержать диалог. Но только не опускайтесь до его уровня: называйте машину машиной, а не «би-би», собаку - собакой, а не «гав-гав». Говорите с ребенком взрослым языком, ведь он вас понимает. Но не ждите слишком быстрой ответной реакции: между его способностью понимать и возможностью выражать свои мысли – дистанция в два года. Наберитесь терпения!
ПОВТОРЯЙТЕ ЕЩЕ И ЕЩЕ
Многие мамы рассказывают, как им приходится ежедневно читать детям сказки «Колобок», или «Теремок», и удивляются, как им не надоедает слушать одно и то же. Но в этом-то и главный смысл чтения малышам. Не бойтесь повторений и много раз читайте ребенку одну и ту же сказку: слушая одни и те же слова (и даже фразы), он лучше их запомнит. Даже если вы уверены, что он «пока еще ничего не понимает», будьте уверены – его мозг «аккумулирует» информацию. Включайте малышу детские песни (саундтреки из мультиков, песенки Железновой) и сказки для самых маленьких – так ему легче будет запоминать повторяющиеся слова.
ПОКАЗЫВАЙТЕ, КАК ПРОИЗНОСИТЕ СЛОВА
Чтобы привлечь внимание ребенка к своей речи, приблизьте его лицо с своему, говорите медленно, четко артикулируя новые слова, утрируйте некоторые интонации, помогайте себе мимикой. Это поможет малышу выделять из вашей речи отдельные слова, узнавать их, а затем и понимать. Не торопитесь, речь должна быть четкой. Старайтесь не сюсюкать и не лепетать, иначе крохе будет трудно «прочитать» то, что вы говорите.
ПОЗВОЛЬТЕ ЕМУ ОШИБАТЬСЯ
Малыш коверкает какое-то слово? Например, говорит «моколо», а не «молоко»? Вместо того чтобы раз за разом исправлять его, переформулируйте то, что он говорит, другими словами: «Это напиток, который дает нам корова. Он продается в магазинах». Это расширит словарный запас ребенка, и он будет пытаться самостоятельно подбирать синонимы. Также не заставляйте кроху выговаривать звуки, которые у него пока не получаются – звук «р», шипящие, свистящие. Подождите немного – всему свое время.
ПОИГРАЙТЕ В УЧИТЕЛЯ
Выберите с ребенком одну-две книжки с картинками минимумом текста (хорошо использовать книги со стихотворениями А.Барто). Перелистывайте и читайте ее вместе с ним снова и снова. В конце концов, малыш выучит ее наизусть. А затем, читая, притворитесь, что вы ошиблись, дождитесь реакции малыша - скорее всего, ребенку захочется вас поправить. Еще один вариант – предложить малышу «почитать» любимую сказку вслух самому, хотя бы частично. Помогайте ему и поддерживайте, даже если он будет ошибаться и, на ваш взгляд, временами нести полную околесицу.
Ольга Матейко.