Язык:

И пела свадьба, и плясала... О свадебных традициях наших предков рассказывает начальник отдела ЗАГС райисполкома Оксана Головенко

Культура и творчество

Какими были свадеюные традиции наших предков?

Во все времена и у всех народов создание новой семьи всегда было большим незабываемым праздником. Воплощался он в красочной традиционной свадьбе, которая была и остается явлением большого  значения.

Как в прошлом белорусского народа, так и сейчас свадьба играет огромную роль в создании семьи. В народном понимании она приравнивается почти  к самому акту заключения брака в государственных органах.  Белорусская свадьба всегда была и остается поныне большим, торжественным, красочным и радостным праздником по случаю образования новой семьи. Это праздник молодости, красоты.

Чтобы рассказать о свадьбе наших дней, лучше оценить ее и сравнить с минувшей, надо оглянуться назад, в день вчерашний: а какой же свадьба была в прошлом? Об этом рассказывает в канун Дня влюбленных  начальник отдела ЗАГС райисполкома Оксана Головенко.

–  Изначальной, первой ступенькой в длинной лестнице свадебной обрядности выступает сватовство. Ходили «у сваты», как правило, мужчины, причем обязательно женатые – им больше доверия и почтения. Не исключалось и участие в сватовстве и женщин. С ними шел и жених. Главное лицо в сватовстве – старший сват, он же – главное лицо и распорядитель на свадьбе.

 За сватаньем – следующая ступенька свадебного обряда – «заручыны», «барышы». На них окончательно закреплялось согласие молодых, их родителей на брак. На «заручынах», которые проходили в доме невесты, присутствовало значительное количество родственников жениха и невесты – они помогали родителям молодых окончательно договориться о всех деталях будущей свадьбы. На «заручынах» невеста считалась окончательно засватанной…

Еще одна ступенька свадебной лестницы – девичий вечер (или «зборная субота», «вянкі», «зборны вечар»). Накануне свадьбы в субботний вечер по приглашению невесты в ее дом собирались близкие подружки. Они плели свадебные венки, готовили цветы, украшали фату молодой, примеряли платье невесте. Главный смысл девичьего вечера – символическое прощание невесты со своими подругами, со своей девичьей вольницей, поскольку она переходит в новое качество – в замужнюю женщину.

Выпечка каравая – очень важный элемент свадебной обрядности. Без каравая в прошлом не обходилась ни одна свадьба. Женщины – каравайницы просили благословения у родителей невесты и жениха, заготавливали специальные дрова, во время приготовления и выпечки каравая пелось много песен.

После всех приготовлений, больших и малых трудов наступает день самой свадьбы. В назначенное время собираются в доме невесты и жениха родные, близкие. И здесь имело место немаловажное действо – посад невесты и жениха на хлебную дежу, которая символизировала счастье и богатство в жизни, целомудрие молодых.

 Свадебное застолье начиналось как в доме жениха, так и в доме невесты. Притом было оно вначале с утра небольшим, скромным. Жених со своей дружиной собирался в «далекую» дорогу, к невесте, а в ее доме ожидали его приезда. Интересным был и остается в наши дни приезд жениха за своей суженой. Начинался веселый игривый торг, дружки невесты требовали выкуп за право войти в дом. Торг был наполнен шутками, юмором. Родители невесты жениха встречали хлебом-солью и приглашали в дом за накрытые столы.

 Очень трогательный, эмоционально насыщенный элемент свадебного обряда – это отъезд молодой со своим суженым из дома ее родителей в дом молодого. Во время следования свадебного поезда к дому молодого ему перекрывали дорогу, тоже требовали выкупа. Этот обычай сохраняется и сейчас. Эмоциональными, содержательными и насыщенными являются и последние ступеньки народной свадьбы – встреча молодых у дома жениха – вручали им хлеб-соль, молодая сыпала в толпу встречавших конфеты, и считалось на удачу поймать конфету, съесть ее и пожелать счастливой, сладкой жизни молодым.

Заканчивалась свадьба в доме молодого на второй день. И здесь, как один из последних ее аккордов, имела место веселая народная игра – шутливое перевоплощение участников свадьбы в «цыган». Все оканчивалось шуткой и весельем. Интересным, полным смысла и народной практичности выступал в конце свадьбы и ритуал способностей молодой хозяйки.

Заканчивалась свадьба веселым и вместе с тем немного грустным прощанием обеих сторон. И самая последняя ступенька свадьбы – это перезовы. Происходили они через несколько дней после свадьбы. Это взаимное посещение родителей молодых и их близких родственников с целью познакомиться поближе, поговорить в спокойной обстановке. Хозяевами уже выступали молодожены.

Хотите читать актуальные новости Ивья и Ивьевского района первыми? Подписывайтесь на наш Телеграм-канал по ссылке https://t.me/ivyenews 

Подготовила Ирина Бутурля

Фото из открытых источников.

Читайте ещё:



Оставить комментарий

Ваше имя
Ваше сообщение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реклама

В какой соцсети вы проводите больше всего времени?

Предложить свою новость

Предложите нам свою новость.
Возможно, мы её опубликуем.

Заполните все поля, отмеченные символом *

Наши соцсети

Способы оплаты

PDF-рассылка

Уважаемые читатели газеты «Іўеўскі край»!

Вы можете подписаться на электронную версию нашей газеты, представленную в PDF-формате. Газета будет высылаться на указанный вами адрес электронной почты  по вторникам и пятницам накануне выхода в печать. Подписаться можно, начиная с любой даты. Будьте первыми в курсе свежих новостей Ивьевщины!

СТОИМОСТЬ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСКИ:

– на месяц – 3 руб.;
– на три месяца – 9 руб.; 
– на шесть месяцев – 18 руб.

Подробнее

Наши контакты

р/с № BY47BAPB30152768600140000000

ОАО "Белагропромбанк", г.Минск.
 Код BAPBBY2X,

УНН 500051130.

E-mail: pressa.ik@ivyenews.by

Тел/факс: (01595) 6-96-40

Наш адрес:
231337, Гродненская обл., г. Ивье,
ул. 1 Мая, 18

Ссылки


Ивьевский районный исполнительный комитет

 

 

Please publish modules in offcanvas position.