ivyenews.by

Взгляд из глубины веков. О новой фреске с фигурой бывшей владелицы Ивья в специальном проекте “Под единым небом”

Нам есть чем гордиться!

В Ивьевском музее национальных культур воссоздали фреску с фигурой бывшей владелицы Ивья Эльфриды Замойской.

Подумать только: мне предстояло в первый раз в жизни взглянуть в лицо и глаза человеку, слова и мысли, действия и поступки которого всегда волновали ивьевчан. Планировалась встреча, правда, не с живым человеком, а всего лишь с его портретом. Но все же, все же…

До сих пор мы всё, кажется, знали про княгиню Эльвиру (Эльфриду) Замойскую. Про то, что Ивье принадлежало знаменитому роду Тизенгаузов с начала XIX века. Про то, что Ивье Эльфрида получила в качестве приданого в 1843 году, когда вышла замуж за графа Августа 3амойского. Про то, что она выступила в качестве мецената: мечеть строили в 1882 г. на ее средства, это был подарок княгини татарам за их преданность, послушание и мастерство. Про то, что католическая каплица в Ивье также возведена благодаря Э. Замойской.
Никто не видел ее портрет, каждый представлял Эльфриду по-своему: кто-то пожилой, важной дамой, кто-то - властной женщиной с яркими восточными чертами лица…

Художник Ивьевского музея национальных культур Селим Ильясевич не только нашел в интернет-пространстве на польском сайте музея Замойских (Козлувка) портрет Эльфриды Замойской (автор Дюблюф Луи Эдуар), но и сделал его копию и тем самым будто вдохнул новую жизнь в живописный облик знаменитой женщины.
Речь не идет про новомодную функцию оживления электронных фотографий, а про то, что иногда висящая на стене картина напоминает окно, ведущее куда-то за стену. Портрет будто заглядывает оттуда в комнату. Фон – мечеть. Этим копия отличается от оригинала.
На работу у художника ушло около трех недель


Эльфрида такая красивая, миловидная, молодая, с задумчивыми умными глазами. Все в ней: и красота, и стать, и молодость, и тот яркий, теплый, греющий свет души, который говорит о доброте и добродетели.
Кроме портрета, в интерьере музея появилась фреска, выполненная Селимом (на работу ушло несколько месяцев), с удаляющейся фигурой графини Замойской. Она изображена на фоне усадебного хозяйского дома. Акцент сделан художником не на парк, как на фотографиях, которые он изучил, а именно на двор. Во время длительного просмотра кажется, что Замойская как будто оживает, а пейзаж словно манит пройтись по аллее.
Благодаря Селиму, археологическая коллекция музея стала богаче: он подарил фрагменты изразца парового изразцово-гончарного завода И. Я. Авербуха (Минская губерния, 19-начало 20 вв.). Изюминкой же коллекции стала плитка из усадебного дома бывших владельцев Ивья - графов Замойских. Вероятно, они перестраивали усадебный дом, некоторые хозяйственные постройки, реконструировали систему прудов для разведения рыбы, разработанную по проекту Лучиана Вольского. Модернизация происходила даже после смерти Эльфриды, при последнем владельце усадьбы Томаше Замойском. Изображение на втором этаже музея позволяет представить, как выглядел главный усадебный дом Замойских в начале ХХ века. Рядом стоит условная печь с изразцом из усадебного дома Замойских.
Вот это сокровище! Говорят, что каждого живущего на земле ждет свое сокровище. Похоже, что Селим Ильясевич свое сокровище нашел. Он считает, что в некотором смысле (так как он татарин да еще и художник) его миссией является неподдельный интерес к судьбе княгини Замойской и (как следствие) – раскрытие тайн ее рода и что именно он должен рассказать жителям района эту историю прошлого. Иногда чудеса – это хорошие люди с добрым сердцем, которых Бог посылает в нашу жизнь.

Делать маленькие шаги на пути к цели - это уже победа. Как все начиналось? Вот что рассказал молодой художник:

Будучи пятнадцатилетним подростком, я заинтересовался ивьевским прекрасным парком. Нашел в интернете заметку (позже - книгу) А.Т. Федорука «Старинные усадьбы Гродненщины». Стал проводить раскопки, нашел плитку. Так впервые узнал про Замойскую. Постепенно связал воедино текст на памятной доске в мечети и сведения о построении католической каплицы и мусульманской святыни.
Когда наша Ивьевская районная библиотека издала книгу про сиротский дом, внимательно прочел и понял, что речь шла про имение Эльфриды Замойской.
Суммировав все знания, в студенческие годы решил сделать дипломный проект: макет части усадебного комплекса (главного усадебного двора).
Придя на работу в Ивьевский музей национальных культур, продолжил развивать свою тему. Вместе со старшим научным сотрудником музея Мариной Позняк внимательно прочитали текст таблицы на польском языке в мечети и узнали, что правильное имя Замойской все-таки не Эльвира, а Эльфрида. А полное ее имя – Эльфрида-Антонина- Цецилия Тезенгауз. Затем вышли на сайт польского музея в Козлувке, где в открытом доступе были фотографии, документы, портреты Замойских. При тщательном изучении нашли много интересных фактов. Так, зная, что Замойская вложила личные средства в построение каплицы и мечети, добавили сведения о том, что она хотела выкупить часть монастыря бернардинцев. Выставленная сумма оказалась неоправданной, и княгиня отказалась от идеи.
Эльфрида славилась своим умом, мудростью, она была образованной, культурной женщиной, глубоко и искренне верующей, не делающей различия между людьми по их вере и религиозным убеждениям, любила путешествовать по Европе. Кроме того, она родила восьмерых детей, из которых выжили только пятеро. Дети сильно болели. Существует легенда, что Эльфрида обращалась за помощью к местным татарам, двое из которых, будучи лекарями, отдали княгине свои личные «грамотки» с молитвами-заговорами. По поверью, нельзя никому такие обереги передавать. Но эти двое ценой своих жизней спасли ребятишек Э. Замойской. Такая вот магия белорусских татар. Эльфрида для меня уже не миф и не легенда, а человек, который вдруг ожил, напомнил о себе. Не зря ее с благодарностью вспоминают татары во время молитвы.
Годы жизни Эльфриды Замойской: 1825-1873. Мы со старшим научным сотрудником Мариной Позняк рассуждаем, почему мечеть строилась по настоянию и на деньги Эльфриды Замойской почти после десяти лет после ее смерти. По каким причинам строительство затянулось? Кроме официальной версии, что сложно было получить разрешение, есть еще одна: в те времена мечеть разрешалось возводить, если есть в местности 200 мужчин мусульман. Также стараемся найти сведения о Мечиславе Стребейко, местном жителе, по проекту которого была создана наша легендарная мечеть, но о котором нет пока никаких данных. Планов много. Еще одна историческая личность привлекает наше внимание. Это внук Э. Замойской, сын Томаша, который был прославленным скульптором.

У сотрудников музея много задумок. Кто знает, может быть, скоро появятся еще и скульптуры из талантливых рук Селима. Если он может об этом мечтать – значит, может и сделать.
На фреске княгиня изображена спиной к зрителю. Селим Ильясевич объясняет это тем, что усадьба изображена такой, какой она стала уже после смерти хозяйки. Это всего лишь образ-символ, основная мысль коренится в двойственной природе символического объекта. С одной стороны, напоминание о том, что она была, жила, творила, создавала, украшала. С другой, что это собирательный портрет всех женщин, которые внесли свою лепту в процветание Ивьевщины.
Портрет Эльфриды ожил, будто под действием волшебных сил, будто дополненная реальность, будто новый уровень искусства, будто солнечный свет, в котором растет и множится добродетель.

Хотите читать актуальные новости Ивья и Ивьевского района первыми? Подписывайтесь на наш Телеграм-канал по ссылке https://t.me/ivyenews 

Ирина Холяво.
Фото Станислава Зенкевича.

Читайте ещё:



Оставить комментарий