ivyenews.by

Психологическая безопасность образовательной среды – основа психосоциального благополучия обучающихся

Образование

Проблема создания психологической безопасности в учреждениях образования в последние годы становится все более актуальной.

Школа не только обучает, социализирует, раскрывает потенциал детей, но и может являться источником стресса. Основным риском во взаимодействии участников образовательной среды является получение психической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью несовершеннолетних. Дети, которые испытали или продолжают испытывать сложную травму развития, не чувствуют себя в безопасности и не готовы к усвоению новых знаний.

Психологическая безопасность образовательной среды подразумевает отсутствие проявлений психологического насилия во взаимодействии участников образовательного процесса; удовлетворение основных потребностей в личностно-доверительном общении; укрепление психического здоровья; предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития личности; организацию насыщенной образовательной среды, стимулирующей развитие участников процесса.

Обеспечению данных характеристик психологической безопасной образовательной среды способствует реализация инновационного проекта государственных учреждений образования «Ивьевский районный социально-педагогический центр» и «Учебно-педагогический комплекс Лелюкинский детский сад – средняя школа». Главное условие успешности реализации которого – налаженное взаимодействие и сотрудничество между всеми участниками образовательного процесса.

В течение всего учебного года Ивьевским районным СПЦ ведется работа по созданию комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся, педагогов и родителей в Лелюкинском детском саду – средней школе. Ключевыми мероприятиями данного направления являются: работа консультационного пункта для всех участников образовательной среды по проблемам межличностных отношений и безопасности образовательной среды; функционирование клуба «Диалог»; диагностическая работа; проведение тренинговых занятий.

Консультирование педагога-психолога способствовало повышению психологической грамотности педагогов, родителей и обучающихся по вопросам профилактики дезадаптации в процессе обучения, деструктивного поведения; развития учебной мотивации, формирования навыков бесконфликтного и безопасного поведения.

Деятельность клуба «Диалог» содействовала обеспечению психологически безопасной образовательной среды посредством оказания методической помощи участникам инновационной деятельности, обмена опытом. Педагоги повысили свою профессиональную компетентность в области поддержки детей, перенёсших психологическую травму; самопомощи при вторичном травматическом стрессе; профилактики школьного буллинга и семейного насилия.

Проведённая диагностика была ориентирована на выявление уровня психологической культуры у всех участников образовательной среды, на изучение профессиональной компетентности педагогов; уровня тревожности и учебной мотивации у обучающихся 3-11 классов. На основе её результатов были составлены аналитические справки, методические рекомендации по дальнейшему сопровождению участников образовательного процесса.

Профилактика нарушений психологического здоровья детей и подростков, целью которой является создание условий для переживания жизненных трудностей и восстановление душевного равновесия, преодоления внутренних конфликтов и противоречий во взаимоотношениях, проводилась в рамках тренинговых занятий «Учимся понимать детей», «Я особенный!», «Жизнь без конфликтов».

В ходе реализации инновационного проекта педагоги, родители и дети осознали, что создание в учреждении образования психологической безопасной среды возможно лишь при наличии обоюдной заинтересованности и партнёрских отношений.

Н. Авденя, педагог-психолог

Ивьевского районного СПЦ

Читайте ещё:



Оставить комментарий