Язык:

Первые шаги на пути к профессии педагога

Образование

Во все времена были, есть и будут люди, чей труд нельзя измерить никакой ценой и меркой, потому что именно они имеют безграничную способность целиком отдавать себя детям. Это учителя. Педагоги, словно архитекторы, проектируют через своих учащихся  будущее нашей страны. Они ведут своих воспитанников к новым вершинам и зажигают огонь знаний и добра в детских сердцах.

В 2016/2017 учебном году в пятнадцати учреждениях образования Республики Беларусь реализуется экспериментальный проект «Апробация модели допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования». Его руководителями являются ректор Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, доктор педагогических наук, профессор А. И.Жук, начальник центра развития педагогического образования, кандидат педагогических наук, доцент А.В.Позняк.

С 1 сентября 2016 года стартовал проект и в Ивьевской средней школе. Работа по реализации пропедевтического этапа программы экспериментальной деятельности осуществляется в соответствии с требованиями  «Инструкции об экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования Республики Беларусь» и проводится с учащимися, педагогами и  родителями.

Начиная работу в проекте, мы изучили нормативные документы, провели собеседование с педагогами по содержанию и характеру их самоопределения на участие в экспериментальной деятельности. Результаты диагностики уровня готовности педагогов к реализации экспериментального проекта оказались успешными, хотя и предполагаемыми: 23 педагога (66% опрошенных педагогов)  высказали  желание принять участие в эксперименте. Очень понравилась идея поддержать эффективную систему выявления и привлечения в педагогическую профессию мотивированной, интеллектуально и духовно развитой молодежи, занимающей активную гражданскую и жизненную позицию. Под руководством директора школы Анны Казимировны Черняк была сформирована творческая группа, распределены функциональные обязанности участников проекта, определены  классы II ступени обучения для допрофильной  педагогической подготовки. Ими стали учащиеся 5 «В» (классный руководитель В.П. Бородын), 6 «А»(классный руководитель И.И. Богданович), 7 «А»(классный руководитель И.В.Кузьмич), 8 «Г»(классный руководитель О. Н.Авижиц О.Н.), 9 «А»(классный руководитель Г.С. Холяво) классов. Подготовили методическую базу, издали приказ, утвердили должностные обязанности участников экспериментальной деятельности, составили календарный план. Идеи проекта обсуждались на педагогическом совете «Основные направления реализации экспериментального проекта «Апробация модели допрофильной педагогической подготовки учащихся на  II ступени общего среднего образования». Формами работы с педагогами стали профконсультации, анализ индивидуальных планов участников экспериментального проекта, практикум для  педагогов по ведению педагогических дневников. Организованы взаимные посещения факультативных занятий и классных часов. Не остались без внимания и другие классные руководители. На методическом объединении  классных руководителей изучен вопрос  «Новые подходы к формированию у учащихся устойчивого интереса к педагогической деятельности и стимулирование их познавательной активности в процессе допрофильной педагогической подготовки».

Обсуждение показало, что безразличных к проблеме поднятия престижа педагогической профессии нет. Более того, практика показывает, что учащиеся, обучающиеся по программе факультативных занятий допрофильной педагогической подготовки, получают более глубокое общее развитие, подробнее изучают темы морали, этики, учатся говорить, рассуждать.

Особое место в реализации  проекта занимает непосредственная работа с учащимися. Организованы факультативные занятия: 5 «В» класс - «Учись учиться», 6 «А» класс - «Познай себя», 7 «А» класс - «Семейная педагогика», 8 «Г» класс - «Педагогические роли учителя», 9 «А» класс - «Искусство практического человековедения». Занятия проводит педагог факультативных занятий, заместитель директора по учебной работе Е.В. Коренда. Человек, педагог, неравнодушный к своей профессии, она сумела зажечь такую же искорку у учащихся. Сложные и, казалось бы, иногда «общие» темы в устах Елены Владимировны стали значимыми и полезными. Вместе с учителем и с помощью элементов многомерной дидактической технологии (умные карты) познают ребята «азы»  самих себя, общей культуры, семейной педагогики и такой простой и сложной науки, как человековедение.

Среди интересных форм работы с учащимися - работа волонтерского отряда. Учащиеся с удовольствием оказывают посильную помощь учителям – ветеранам педагогического труда, посещают их 1 сентября, в День учителя, в день пожилых людей, в период акции «Творим добро». Незабываемыми стали встречи с педагогом, ветераном Великой Отечественной войны В. Е.Левановичем. А сколько восторга и впечатлений было от первых педагогических проб в начальных классах и проведения  классных и внеклассных мероприятий! В День учителя  подготовили особую  праздничную программу «Учителям — с любовью», сняли видеоролик, который транслировался на местном канале  «Ивье ТВ». Примером для учащихся стало вручение молодым педагогам в торжественной обстановке трудовых книжек.

Этот момент посвящения в  педагогическую профессию стал в учреждении традиционным. А учительский вальс педагогов разных поколений тронул всех до слез. Вот уж воистину «пусть учительский вальс не кончается вечно». Не мог не запомниться учащимся и День самоуправления, по итогам которого  написана статья «Учить под силу только лучшим» в районной газете «Ивьевский край». В рамках проекта проведены тематические классные часы «Любимые педагоги членов моей семьи», «Я в будущем», «Профессия - педагог».

Не остался без внимания республиканский заочный  конкурс литературных работ «Послание учителю». Действенным воспитательным моментом является шефство учащихся, участников экспериментального проекта, над учащимися I ступени обучения.

К реализации экспериментального проекта привлекаются и родители. На родительском собрании  «Особенности работы учреждения образования в условиях экспериментальной деятельности» все присутствующие одобрили идею проекта, в дальнейшем  получают консультации по теме «Учитель – профессия будущего» и, конечно же,  принимают участие в проведении мероприятий.

В связи с завершением пропедевтического этапа программы экспериментальной  деятельности 5 января 2017 года в Минске в Белорусском государственном университете имени Максима Танка состоялась рабочая встреча, на которой обсуждались успехи и затруднения в работе и входная диагностика. Результаты констатирующего этапа эксперимента по формированию эмоционально-волевой и когнитивной готовности вхождения в педагогическую профессию учащихся II ступени общего среднего образования свидетельствуют о том, что зачисленные в классы допрофильной подготовки учащиеся в целом заинтересованы и мотивированы на педагогическую деятельность, но не обладают высокой готовностью к обучению по педагогическому профилю. Мотивация, эмоционально-волевая и когнитивная готовность учащихся IIступени общего среднего образования к обучению в профильных педагогических классах III ступени не достаточна и требует предпрофильной подготовки. Чем младше возрастная группа, тем менее выражены признаки эмоционально-волевой и когнитивной готовности вхождения в педагогическую профессию. Наибольшей педагогической коррекции подлежат такие составляющие личностной культуры учащихся, как культура умственного труда, эстетическое мировосприятие, общая культура развития, а также такие составляющие профессионально-педагогической культуры как осознание творческого характера учительского труда, сущности гуманного отношения к людям, понимание гедонистического смысла педагогической профессии.

Положительным фактом можно считать и необычный опыт объединения учащихся допрофильной подготовки на II ступени обучения и профильных педагогических групп на III ступени общего среднего образования в своей внеурочной деятельности. Примеры свидетельствуют о заинтересованности учащихся в педагогических пробах и шефской работе.  В период осенних каникул наши учащиеся организовали в детском оздоровительном лагере на базе учреждения образования «Ивьевский ясли-сад – начальная школа» день профессии, в течение которого провели развлекательные мероприятия с учащимися I ступени обучения данного учреждения. От этого дня - масса положительных эмоций и желания общаться с равными на равных.

Начало работы в проекте положено. Впереди диалоги с учителями-выпускниками Ивьевской средней школы, экскурсии в учебные заведения, встречи с учащимися школ-участниц экспериментального проекта. Но уже первые шаги в профессию учащихся классов допрофильной педагогической подготовки показали, что сформировать устойчивый интерес к педагогической профессии возможно и нужно. Проект позволит развить у учащихся  профессиональные склонности  и способности, лежащие в основе педагогической деятельности.

Системный, творческий и ответственный подход к организации деятельности в реализации экспериментального проекта и  работы профильных классов педагогической направленности будет содействовать тому, что уже в ближайшем будущем в учреждения высшего образования, где готовят педагогические кадры, придут мотивированные абитуриенты, которые сделали осознанный выбор в пользу педагогической профессии. А это значит, что очень скоро появится яркое молодое поколение компетентных педагогов, которое будет уважать и ценить свою профессию.

Л. ГАВРУК,

заместитель директора  Ивьевской СШ по воспитательной работе, заместитель руководителя проекта.

 

Читайте ещё:



Оставить комментарий

Ваше имя
Ваше сообщение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реклама

В какой соцсети вы проводите больше всего времени?

Предложить свою новость

Предложите нам свою новость.
Возможно, мы её опубликуем.

Заполните все поля, отмеченные символом *

Наши соцсети

Способы оплаты

PDF-рассылка

Уважаемые читатели газеты «Іўеўскі край»!

Вы можете подписаться на электронную версию нашей газеты, представленную в PDF-формате. Газета будет высылаться на указанный вами адрес электронной почты  по вторникам и пятницам накануне выхода в печать. Подписаться можно, начиная с любой даты. Будьте первыми в курсе свежих новостей Ивьевщины!

СТОИМОСТЬ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСКИ:

– на месяц – 3 руб.;
– на три месяца – 9 руб.; 
– на шесть месяцев – 18 руб.

Подробнее

Наши контакты

р/с № BY47BAPB30152768600140000000

ОАО "Белагропромбанк", г.Минск.
 Код BAPBBY2X,

УНН 500051130.

E-mail: pressa.ik@ivyenews.by

Тел/факс: (01595) 6-96-40

Наш адрес:
231337, Гродненская обл., г. Ивье,
ул. 1 Мая, 18

Ссылки


Ивьевский районный исполнительный комитет

 

 

Please publish modules in offcanvas position.