ivyenews.by

ОБРАЗОВАНИЕ - ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА. ОРГАНИЗАЦИЯ ШЕСТОГО ШКОЛЬНОГО ДНЯ. О ВСТУПИТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ 2017 ГОДА

Образование

Система образования Республики Беларусь

В Республике Беларусь сложилась целостная и сбалансированная система образования, позволяющая каждому гражданину страны реализовать свое право на образование для того, чтобы быть успешным и востребованным в обществе. 

В нашей стране функционируют более 8 тыс. учреждений образования, в которых трудятся около 430 тыс. работников.

Беларусь по праву считают государством, где реализуется принцип непрерывности образования ("образование через всю жизнь"). 

Национальная система образования включает:

дошкольное образование;

общее среднее образование;

специальное образование (для детей с особенностями психофизического развития);

профессионально-техническое и среднее специальное образование;

высшее образование;

послевузовское образование (аспирантура и докторантура);

дополнительное образование взрослых; 

дополнительное образование детей и молодежи.

В настоящее время дошкольное образование получают более 418,1 тыс. воспитанников, общее среднее - 982,2 тыс. учащихся, профессионально-техническое и среднее специальное - 70,3 и 117,8 тыс. человек. 

В соответствии с мировыми тенденциями на уровне высшего образования подготовка специалистов ведется на двух ступенях. 

Подготовку специалистов в стране обеспечивают 42 государственных и 9 частных вузов (34 университета, 9 академий, 8 институтов) по 15 профилям образования, включающим около 380 специальностей на I ступени и более 300 - в магистратуре. В государственных учреждениях высшего образования обучаются более 290,8 тыс. студентов и 10,6 тыс. магистрантов. Общий студенческий контингент превышает 310 тыс. человек. Сегодня в Беларуси 330 студентов на 10 тыс. населения, что соответствует уровню европейских стран.

Объемы финансирования сферы образования Республики Беларусь соизмеримы с государственными расходами на образование в большинстве развитых стран мира и превышают расходы России и Казахстана. 

Обеспечено выполнение государственных социальных стандартов в области образования. 

Последовательно решаются вопросы укрепления материально-технической базы. В 2016 году введены в строй 25 объектов образования.

В рамках образовательного процесса предусмотрены многочисленные социальные гарантии.

О качестве белорусского образования свидетельствуют успешные выступления белорусских учащихся и студентов на международных олимпиадах и турнирах.

Процедура присоединения Республики Беларусь к Европейскому пространству высшего образования (далее - ЕПВО, существует с 1 июля 2010 г., до этого - Болонский процесс) начата в 2010 году в соответствии с поручением Президента Республики Беларусь.

Решение в отношении присоединения Беларуси к ЕПВО было принято 14 мая 2015 г. в г.Ереване на конференции министров образования.

В целях обеспечения более тесной связи образования с рынком труда и оперативного реагирования на его запросы начата разработка образовательных стандартов высшего образования нового поколения.

В Беларуси поэтапно по всем учебным предметам вводятся обновленные учебные программы, учитывающие межпредметные связи и имеющие практическую (практикоориентированную) направленность. 

Перспективным направлением развития системы образования является реализация проекта "Электронная школа", который включает в себя оснащение всех школ страны высокоскоростным беспроводным Интернетом; разработку и внедрение электронных документов (классного журнала и дневника), так называемую "карту учащегося", автоматизацию персонифицированного учета достижений учащихся.

Шестой школьный день

Особенностью организации обучения и воспитания в школах Республики Беларусь является пятидневная учебная неделя и "неучебная суббота" - день для развития личности учащегося.

Посещение учащимися мероприятий шестого школьного дня осуществляется на добровольной основе согласно планам работы школы. К работе в субботу привлекаются в первую очередь педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования и другие педагоги, выполняющие воспитательные функции.  

Особое внимание в настоящее время уделяется проведению в шестой школьный день мероприятий для родителей. 

Каждое учреждение образования с учетом интересов участников образовательного процесса, потенциала социокультурной сферы имеет свою систему организации шестого школьного дня и может самостоятельно определять мероприятия, регулировать расписание факультативных, стимулирующих и поддерживающих занятий, объединений по интересам, проведение консультаций учителей-предметников в этот день.

Вступительная 

кампания 2017 года

По предварительным данным, в 2017 году выпуск девятиклассников составит 87,3 тыс. человек (в 2016 году - 90,7 тыс. человек), выпуск одиннадцатиклассников - 57,8 тыс. человек (в 2016 году - 57,4  тыс. человек).

В 2017 году прием для получения профессионально-технического образования будет осуществляться в соответствии с Правилами приема, утвержденными постановлением Правительства Республики Беларусь от 14.07.2011 № 953, нормы которых являются стабильными на протяжении последних лет.

Прием на уровень среднего специального образования в 2017 году будет осуществляться в соответствии с Правилами приема, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 № 80 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 09.01.2017 № 4). 

Главные новшества для абитуриентов, выпускников IX классов:

четко установлен порядок формирования конкурса на основе суммы среднего балла документа об образовании и результатов вступительных испытаний по специальности (при их наличии);

при поступлении по конкурсу среднего балла свидетельства об образовании учитывается отметка только по профильному предмету (не ниже 4-х).

В 2017 году будет предусмотрен расширенный набор в вузы на дневную бюджетную форму обучения по специальностям, связанным с развитием энергетики, биотехнологий, робототехники, автоматизации, физики, математики, астрономии, космических технологий, 3D-технологий, нанотехнологий, фармацевтики, экологии и иными перспективными направлениями.

Прием на платной основе для получения образования в дневной форме планируется на уровне 16,4 тыс. человек (2016 год - 17,4 тыс. человек), в заочной форме - 18,1 тыс. человек (2016 год - 19,8 тыс. человек). 

Контрольные цифры приема в учреждения высшего образования на 2017 год в разрезе специальностей и форм получения образования будут утверждены и доведены до общественности до 1 апреля 2017 г.

Указом Президента Республики Беларусь от 09.01.2017 № 4 внесены изменения и дополнения в Правила приема лиц для получения высшего образования I ступени, утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 № 80 (далее - Правила приема).

Основные особенности приемной кампании в вузы 2017 года:

1.Введение нормы, разрешающей сдачу четвертого вступительного испытания в форме ЦТ. По желанию абитуриента предоставляется право дополнительно сдать одно вступительное испытание в форме ЦТ. При этом норма зачисления по результатам трех вступительных испытаний (государственному языку (на выбор) и двум профильным вступительным испытаниям) сохранена. В общий конкурсный балл абитуриента, как и прежде, включен средний балл документа об образовании.

2. Действие сертификатов ЦТ в течение двух лет. Полученные в 2017 году оригиналы сертификатов ЦТ можно будет использовать в следующем году; зачисление выпускников учреждений среднего специального образования, поступающих для получения высшего образования в сокращенный срок, по результатам двух профильных вступительных испытаний и среднего балла документа об образовании (без сдачи ЦТ по языку).

3. Введение трех резервных дней для участия в ЦТ (для абитуриентов, по уважительной причине не прошедших ЦТ в основные дни).

4. Право поступления без вступительных испытаний на определенные специальности имеют победители олимпиад, конкурсов, чемпионатов (учебных, творческих, спортивных), обладатели аттестата об общем среднем образовании с награждением золотой, серебряной медалью, "красного" диплома о среднем специальном, профессионально-техническом образовании, лауреаты специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся. 

5. Без вступительных испытаний на педагогические специальности, перечень которых устанавливается Министерством образования, зачисляются выпускники, прошедшие обучение в профильных классах педагогической направленности, при наличии в документе об образовании отметок не ниже 7 (семи) баллов по всем учебным предметам и отметок не ниже 8 (восьми) баллов по профильным учебным предметам. При этом абитуриентам необходимо иметь рекомендации педагогического совета учреждения образования, которое они закончили, и пройти собеседование, а также обязательно работать по распределению не менее пяти лет.

В части проведения в 2017 году ЦТ планируется организовать: 

- регистрацию абитуриентов - со 2 мая по 1 июня;

- основной этап ЦТ - с 12 июня по 2 июля;

- регистрацию абитуриентов на резервные дни - с 30 июня по 3 июля;

- резервные дни - 6, 8,10 июля;

- время работы пунктов регистрации - с 9.00 до 19.00 (в субботние воскресные и праздничные дни - с 9.00 до 18.00).

Постановления Министерства образования "О проведении централизованного тестирования по учебным предметам в 2017 году" и "О сроках вступительной кампании в УВО в 2017 году" будут утверждены не позднее 1 апреля 2017 г. 

Ежегодно на сайте Министерства образования работает рубрика "Абитуриенту". 

В целях оказания помощи абитуриентам, родителям и общественности в получении информации по приему в Министерстве образования будет организована работа телефонной "горячей линии".

Во время вступительной кампании на сайтах УО размещается информация о ходе приема документов, которая обновляется ежедневно не реже одного раза в 3 часа работы приемной комиссии (12.00, 15.00, 18.00). 

Обеспечение 

экономики специалистами 

с соответствующим 

образованием

На пятом Всебелорусском народном собрании Глава государства в числе важных посылов развития национального образования особо отметил следующий: "Система образования не должна быть оторванной от экономики. Надо увеличивать практикоориентированность обучения. Это единственный путь подготовки специалистов, владеющих информационными технологиями".

Усиливается практическая направленность обучения. Доля практического обучения в общем объеме учебных занятий составляет от 22% до 60% в зависимости от специальности.

Распределение 

(направление на работу) выпускников 

государственных учреждений

Процедура распределения выпускников (определения места работы) осуществляется как в целях социальной защиты выпускников, так и для удовлетворения потребности отраслей экономики и социальной сферы в специалистах, рабочих, служащих.

В последние годы распределение проходит в условиях снижения кадровых потребностей нанимателей. Снизился текущий спрос на выпускников УО по специальностям, связанным с реальным сектором экономики, - строительством и промышленностью. При этом в 2015-2016 годах не было отмечено затруднений с распределением выпускников вузов по специальностям в сфере здравоохранения, культуры, сельского хозяйства, связи, в ИТ-сфере, по педагогическим специальностям. 

Тем не менее в 2016 году практически всем студентам было предоставлено первое рабочее место (свыше 95%).

По окончании обучения в УО выпускникам, получившим свидетельство о направлении на работу, предоставляются гарантии и компенсации: трудоустройство в соответствии с полученной специальностью и присвоенной квалификацией; отдых продолжительностью 31 календарный день, а выпускникам, направленным для работы в качестве педагогических работников, - 45 календарных дней; компенсации в связи с переездом на работу в другую местность в соответствии с законодательством о труде; денежная помощь, размер, источники финансирования и порядок выплаты которой определяются Правительством Республики Беларусь, и др.

Выпускники, которым предоставлено место работы путем распределения, обязаны отработать на данном рабочем месте установленные сроки - как правило, от 2 до 5 лет (для "целевиков"). Предусмотрено возмещение средств, затраченных государством, в случае нарушения условий договора о подготовке специалиста. 

Обеспечение доступности и качества образования по-прежнему остается ключевым приоритетом устойчивого развития Республики Беларусь.

Цели национальной социально-справедливой образовательной системы - удовлетворение образовательных запросов граждан, содействие развитию их индивидуальных интеллектуальных, творческих, нравственных, физических способностей. Этого можно достичь за счет использования инновационных принципов и подходов в обучении, углубления научного и учебно-методического обеспечения образования, обновления и расширения материально-технической базы, рационального сочетания бесплатной и платной форм получения образования населением, обеспечения широкого выбора образовательных программ и услуг, информатизации образовательного процесса.

 

Читайте ещё:



Оставить комментарий