ivyenews.by

Современные дети и гаджеты. Блог детского психолога Ольги Матейко

Блог детского психолога Ольги Матейко

Современные дети и гаджеты

Современная жизнь «преподнесла» такую психологическую проблему как  гаджеты. Особенно остро она проявляется у наших детей.

Телефоны, телевизоры, игровые приставки, планшеты и компьютеры – это то, без чего современные дети не могут обойтись. Да и много ли из нас тех, кто проводит хотя бы один день без этих устройств? Думаю, что нет! Что же ожидать от детей в таком случае?

И все чаще от родителей я слышу: «спит с телефоном, ест с телефоном, в туалет тоже с телефоном! К ребенку в гости приходят друзья, и родители в шоке…дети почти не разговаривают, а только пишут друг другу сообщения в мессенджерах и сидят, уткнувшись в экраны!»

И тогда родители задаются вопросом: «Ребенок зависает в телефоне – как быть?»

В такие моменты наступает время родительских экспериментов:

  • одни родители сразу прибегают к жестким мерам – полностью лишают детей доступа к гаджетам, покупая им кнопочный телефон;
  • другие начинают ограничивать своих детей по времени, например 30 минут днем и 30 минут вечером;
  • третьи родители предпочитают не обращать внимания, оправдывая тем, что наши дети – это новое цифровое поколение 21 века;
  • еще есть вариант, при котором родители начинают бить тревогу и бегут к специалистам;

Однако чаще всего родители перепробовали все возможные варианты, причем по несколько раз. Но, к желаемым результатам это не привело.

Но, давайте будем с вами откровенными: мы, взрослые, постоянно сидим в телефонах. И было бы странно, если бы дети не брали с нас пример и не вели себя так же. Многое зависит от семьи: то, что мы демонстрируем детям, они начинают перенимать и использовать сами.

Приведу вам несколько любопытных фактов по проблеме гаджетозависимости. Все чаще медики заявляют о новых необычных недугах, напрямую связанных с использованием мобильных устройств и интернета, которые влияют на психическое здоровье человека.

    Я думаю, что некоторые симптомы каждый сможет обнаружить у себя. Итак, что же это за список проблем?

  1. Синдром фантомного звонка (кажется, что телефон звонит в кармане);
  2. Номофобия (nomobilefobia, или боязнь остаться без телефона);
  3. Facebook-депрессия (чем больше времени проводишь в социальной сети, тем хуже отношение к своей собственной жизни);
  4. Зависимость от online-игр (уход в виртуальный мир, отказ от учебы, семьи);
  5. Киберхондрия (страх, что «подцепил» болезнь, о которой вычитал в Интеренете);
  6. Эффект «OK Google» (мозг не воспринимает информацию, так как ее проще найти, чем хранить).

Зависимость наступает очень быстро, остальные интересы, дела, общение, уходят на задний план. Гаджеты становятся быстрым и лёгким источником гормона удовольствия – дофамина. И самим детям сложно контролировать своё время в гаджетах. Легче всего этот вопрос решить с помощью настроек внутри современных устройств, даже не прибегая к установке дополнительных программ и приложений на телефоне: в Iphone это раздел Screen Time (экранное время), для Андроида – приложение Family link (Фэмэли Линк). Любые изменения возможны только после введения специального пароля, который знаете только вы.

С помощью этих настроек вы сможете решить:

– какие игры и приложения будут доступны, а какие – нет.

– сколько и в каких приложениях проводить времени в течение дня.

– в какое время гаджет находится в режиме покоя – работает только как телефон или мессенджер (например, по утрам, а также за 1-2 часа до сна).

– установить возрастные ограничения.

Ребёнок может быть недоволен правилами, возмущаться, негодовать – имеет право. Он не должен их любить. Но это не причина сердиться на него, повышать голос или ссориться. Пока вы отвечаете за его психическое и физическое здоровье – решаете в итоге ВЫ, а не он. Потому что вы взрослый, а он – ребёнок. И вы любите его и заботитесь о нём.

Объясните ребенку ЗАРАНЕЕ, что последует, если пытаться обойти настройки – некоторое время придётся отдыхать от гаджетов (уточните – сколько).

Для того, чтобы сбалансировать взаимодействие ребенка с цифровым и реальным миром нужно помогать ему видеть всё многообразие реального мира. Играть с ребёнком в настольные игры, приглашать в гости других детей, вместе ездить в интересные для ребёнка места, читать ему, ставить аудиокниги, вместе делать дела по дому, смотреть и обсуждать интересные фильмы. Помочь ребёнку найти хобби и секции, кружки, на которые он будет ходить с интересом.

Ольга Матейко

детский психолог

@psycholog_olgamateiko

(страница в Instagramm)

Читайте ещё:



Оставить комментарий