ivyenews.by

Стоны, проклятия и плач раздавались среди треска, огня и стрельбы... 22 февраля 80 лет назад каратели сожгли деревню Ятолтовичи

Главное

22 февраля - трагическая дата в жизни небольшой деревеньки Ятолтовичи. Именно в этот день фашистские каратели сожгли всю деревню и практически всех ее жителей дотла.

По новым данным Списка населенных пунктов
Гродненской области, уничтоженных во время
Великой отечественной войны
немецко-фашистскими захватчиками, в д. Ятолтовичи насчитывалось 34 дома и начальная школа.

В воспоминании очевидца зверского гитлеровского акта Вацлава Емельяновича Захара есть описание довоенных Ятолтович:
- Деревня наша красивая была. Дома один у другого стояли. В каждом доме ребята, девушки – много молодежи. Нас, маленьких и подростков, аж завидки брали, когда собирались вечеринки. Каких только песен ни услышишь! Как только каблуки выдерживали те польки и краковяки!
Что это, если не любовь, святая искренняя любовь к родной земле, вырастившей, воспитавшей, давшей путевку в жизнь?
Не потому ли (забегая наперед, скажу) возродилась она, «святая, как хлеб, деревенька», после войны? В 1949 г. колхоз организовала, и в 1970 г. в деревне насчитывалось уже 186 жителей вместо погибших в огне фашистского костра 96, но проживающих до войны.
В рассказе Вацлава Емельяновича Захара читаем о том, что, когда в феврале 1943 года начался неравный бой партизан отряда имени Суворова бригады имени Сталина с гитлеровцами (накануне трагедии), семья Захар (мать была беременна) решила уйти в другую деревню – Пастольнишки. Они боялись угона отца в Германию. Но никто из жителей деревни Ятолтовичи не думал, что враги будут способны на такое: согнать всех жителей в сарай и сжечь. В добро верят те, кто его творит. Они верили в добро и любовь людей. Только это чувство не знакомо «нацикам». В ком правды нет, в том добра не ищи!
Защита матери-земли и есть настоящая правда.

Из воспоминаний партизана В. Демидова (информацию предоставила старший научный сотрудник Ивьевского музея национальных культур Марина Позняк):
- Вечером партизаны подошли к шоссейной дороге «Ивье-Юратишки». По ней должна была пройти автоколонна с эсэсовцами. В деревне Ятолтовичи устроили засаду. Горстка бойцов заняла позицию за деревней, возле одинокого хутора, чтобы отрезать фашистам путь к бегству. В ожидании прошла ночь, наступило утро. Но дорога оставалась пустынной. Только в полдень со стороны Ивья долетел натуженный рев машин. Дорогу быстро перекрыли снегопахом. Из-за поворота вынырнула одна машина, вторая, третья. Тринадцать машин насчитали партизаны. Приблизившись к преграде, первая машина резко затормозила. И в тот же момент заговорили партизанские автоматы, затрещали пулеметы. На дороге поднялась паника. Гитлеровцы выскакивали из машин и бросались в разные стороны, но спасения нигде не было…
Мало кому из гитлеровцев удалось убежать…
Бой, начавшийся с перестрелки, перерос в битву с большими потерями с обеих сторон. Этот бой связан с бессмертным подвигом Леонида Дахно, поднявшего бойцов в атаку.
Участвовал в нем и еврей Тампфель Эфраим, партизан 1-ой роты отряда имени Суворова.
В музее есть характеристика на бойца, восьмым пунктом которой значится:
«22 февраля участвовал в боях против немцев в Ятолтовичах…1943 г.».

Характеристика Тампфеля Эфраима, участвовавшего
в боях против немцев в Ятолтовичах

Посоветовав жителям на время скрыться из деревни, народные мстители с богатыми трофеями направились на свою базу.
Дети из семьи Захар, будто почуяв неладное, побежали, на свое счастье, утром страшного дня 22 февраля 1943 года в деревню Пастольнишки с благородной миссией: чтоб отец приехал на лошади и вывез односельчан из деревни.
Немцы тем временем готовились мстить: подожгли хутор возле самого леса недалеко от деревни Ятолтовичи.
С подводой несостоявшиеся спасатели уже были у Ятолтовичей, когда озверевшие, обезумевшие фашисты стали стрелять и жечь.
Мальчишки вместе со своим отцом не успели помочь соседям. Сами чудом спаслись.

Жуткая картина: не жалея себя, живота своего, матери и бабушки, как могли, прятали детей. Бабушка одного маленького ребеночка под кожух засунула… другого за руку взяла… Бежать! Расстреляли. Мать многодетная спрятала деток в подпечке – расстреляли старших, а младших бросили в огонь.

Время не лечит раны, а закрывает их сверху марлевой повязкой. Да и как можно забыть?!

Из воспоминаний очевидца ятолтовичской трагедии Станиславы Константиновны Кулить:
- Тот, кто решил остаться в деревне после стрельбы между партизанами и фашистами, думали так: «Зачем им губить всех людей? Мы же не виноваты ни в чем». Но тех, кто бежал и прятался, расстреливали. Остальных жгли заживо. Стоны, проклятия и плач раздавались среди треска, огня и стрельбы…
Вечная память.

* Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.

Ирина Холяво.
Фото Станислава Зенкевича.

Читайте ещё:



Оставить комментарий