ivyenews.by

Пусть торжествует жизнь по обе стороны дороги...

Главное

Великое событие произошло в эти дни в православном благочинии Ивьевского района – после более чем полувекового забытья  в деревне Барово вновь открылся православный храм-часовня, бывшая приписная церковь  Свято-Покровского храма деревни Николаево —  церковь Рождества Божьей Матери.

Глубоко символично, что открытие  храма состоялось  в третий день празднования Пресвятой Троицы. Этот великий праздник отныне для баровчан станет еще торжественнее от того, что  освящение состоялось именно в эти дни.

Богослужение в сослужении священников Ивьевского благочиния, благочинного протоиерея Вячеслава Пашкевича, настоятеля Свято-Покровского храма деревни Николаево, а ныне – священника вновь открытой церкви иерея Иоанна Резановича провел епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, который специально прибыл на освящение нового храма и сам проводил его.

Горели свечи, горели  необычным сиянием глаза людей. Коленопреклонно, без головных уборов молились на освящение престола епископ и священники. Что-то великое и светлое витало в воздухе.

И там, где раньше нельзя было ступить (ноги проваливались в заросли и заросшие могилы), прошел крестный ход с хоругвями, с иконами, с молитвами.

—Неосвященный храм, — сказал в своей проповеди перед прихожанами епископ  Лидский и Сморгонский Порфирий, –  это всего лишь обыкновенное строение. Но сегодня, после освящения, он становится домом Бога Живаго, местом, где поселилась  благодать Божья, которая освящает наши души. Благословен тот, кого коснется эта благодать.

Епископ Лидский и Новогрудский отметил, что храм Божий возведен  по милости Божьей, трудами отца-настоятеля  и благодетелей  Галины Николаевны и Романа Григорьевича  Сасс.

Галина Николаевна, построившая  храм за свои  деньги, и ее помощник супруг Роман Григорьевич, были награждены медалями Преподобного Елисея Лавришского. Также в знак благодарности прихожане преподнесли им  икону «Матерь Божья – семистрельная» и прекрасное издание Закона Божьего для дома и семьи. Но главной благодарностью были ожившие глаза, слезы и радость.  Плакали и сами спонсоры этой  необыкновенной стройки.

… Давно деревня не видела такого праздника. Вернее будет сказать, такого торжества. Она ожила, помолодела. И пусть совсем мало там теперь жителей, но все они,  изо всех сил крепясь, пришли в свою церковь. Кого-то привезли дети, внуки. Их было много  из разных  мест — детей и внуков тех, кто когда-то, начиная с  1874 года, был прихожанином этого храма, кто здесь венчался, крестил своих детей, отпевал и провожал в последний путь покойников. Последнее отпевание здесь состоялось в 1957 году. Потом на кладбище возле церкви хоронить перестали. И где-то в начале 60-х годов церковь закрыли.

Супруги Сасс - спонсоры строительства церкви

 

Сестры Свекла: Вера Парубец, Людмила Дубинина и Галина Сасс, 

Григорий Сасс, внучка и дочь Л. Дубининой

 

Внуки, правнучка и праправнук

Занковцы, Казаки, Кушель и Хилькевич

на восстановленной могиле своих предков

Но даже я помню, как в те атеистические годы, когда во время службы мы, маленькие совсем дети, бегали на улице возле церкви,  вездесущие бабки хватали нас за руки и вели к причастию. Так в памяти и остался широкий проход между молящимися, по которому нас ведут к алтарю, где стоял батюшка…

А потом и церковь склонилась до земли перед неразумностью человека. И стояла она, брошенная, разбитая перед сельским клубом, который гудел молодежью и веселостью.

Поначалу это очень волновало, беспокоило людей, вызывало тоску и жалость. Потом  смирились. Да и людей того времени почти не осталось.

Но всегда было ощущение какой-то неловкости перед памятью тех, кто похоронен на заброшенном кладбище и перед самим собой.

Храм не просто открылся. Он, словно птица Феникс, поднялся из небытия, возродился из праха.

Антуан де Сент-Экзюпери в своей знаменитой сказке «Маленький принц» сказал: «Самое главное - то, чего глазами не увидишь». Что это - «то»? Что является самым главным в нас, чего мы не видим? Душа? Значит, истинная красота человека действительно не видна. Но как-то же она проявляется?.. В милосердии, отзывчивости, способности любить... В том, что, приехав через десятилетия на родные могилы и увидев, что они вместе с  развалившейся церквушкой  исчезли в растущей и высыхающей траве, в зарослях деревьев и кустов, человеку буквально руками приходится удерживать  свое плачущее сердце, свою рвущуюся от боли душу. В том, что, являясь человеком очень занятым и деловым, приходится выкраивать дни и метаться за полторы тысячи километров из Ростова-на Дону, чтобы договариваться со строительной фирмой и оговаривать нюансы и все дела, возить деньги и материалы, вести  беседы с духовниками и показать, в конце концов, всему миру, а сначала  жителям деревни, что главное не исчезает, святое остается. Правда, очень больно, что почти нет уже тех, кто так оплакивал закрытие  сельской церквушки.

Галина Николаевна Сасс сделала это великое дело во славу Божью и в память о своих предках, своих земляках. Это то, что  называют возвращением долгов малой родине. Правда, одни только красиво говорят об этом, а другие – делают…

…На самом конце деревни Лотевка, что продолжает по одной улице деревню Барово, некогда в конце 50-х годов стоял маленький сельский дом. И жила в нем  семья Свекла: муж, жена и пятеро детей (четверо дочерей и сын). Одна из девочек утонула  в протекавшем рядом Немане. А потом случился пожар. Дом сгорел. Через некоторое время семья уехала, как тогда говорили, на целину. Уехала, оставив многочисленную родню и могилы предков на кладбище около церкви-часовни. Повзрослев, девчонки приезжали к родственникам, затем перестали бывать на малой родине. И вот одна из них приехала года два назад, чтобы поставить новые памятники на могилах родных людей.

Она не увидела не только могил, но и самой церкви. И Галина Николаевна Сасс (Свекла) – директор ООО «Промпереработка» из Ростова-на-Дону решила возвратить память и себе, и землякам. Или хотя бы тем, кто еще приезжает как дачник на малую родину.

И вот два года назад глазам открылась незнакомая и уже непривычная картина. Могилы были расчищены, появились из бурьяна каменные памятники и железные кресты, на которых еще видны даты захоронений 19 столетия, и в том числе людей из семьи француза Шиторле (нынче фамилия стала совсем местной – Шиторля), который когда-то остался жить в деревне после тяжелого ранения в Отечественной войне 1812 года…

…Еще через какое-то время, вокруг деревянной церкви или того, что от нее осталось, появились строительные леса.

И вот поднялась из праха церковь, а с  ней и могилы. Приезжают люди, ставят по-новому памятники, возвращая память себе, своим детям о дедах и прадедах… Ведь сохранились памятники, датируемые 1860-м и более ранними годами. В некоторые из них, сделанные из металла и камня, вросли деревья своими стволами и ветвями, некоторые упали, но остаются имена, остаются слова, остается память.

Один из священников в этот день во время своей проповеди сказал:

— К этому месту, на котором была построена в 1847 году церковь, был приставлен Богом ангел - хранитель. И он никуда не уходил все эти годы, он ждал того часа, когда вновь прозвучат здесь слова: «Слава тебе, Боже наш! Слава тебе!».

Подумалось, как же тяжело было этому ангелу здесь, среди разрухи и хаоса, около поруганной и умирающей в зарослях ландышей и сирени церквушки; как же невыносимо было видеть, как в конце 60-х годов разрывали могилы воинов и партизан, доставая  оттуда кости и кусочек от белоснежной блузки партизанки Марии Стаценко, погибшей во время разгрома Лугомовичского гарнизона. Их перезахоронили через дорогу  в братской могиле перед клубом. А затем на ее цветниках буйная молодежь усаживалась для ночных пирушек. Как же больно было этому ангелу, когда и братскую могилу некому стало смотреть…

Баровчанка Ольга Степановна Селицкая в тот день тихо сказала: «Видите, жизнь вновь переместилась через дорогу. В этом году окончательно закрыли клуб, и словно в противовес тому, что сделали в начале 60-х, открыли церковь…

Дожить бы до тех времен, когда жизнь не станет выбирать, по которую сторону улицы селиться, когда и духовность, и культура сольются вместе во имя расцвета и человека, и общества, и всего государства. 

Есть великие слова: «Вместо того, чтобы жаловаться на всеобщую тьму, зажги хотя бы маленькую, но свою свечу». То есть, начни с себя. Вот эту свечу для всей деревни зажгла эта необыкновенная женщина. И привезла с собой на это торжество своих сестер - Людмилу Николаевну Дубинину, Веру Николаевну Парубец, их детей и внуков. К сожалению, ее дети и внуки не смогли приехать.  Но мы все и сама церквушка-часовня всегда будем рады  этой семье. Безусловно, они будут приезжать сюда. Ведь  они подняли из зарослей память.

В этот день они поминали и дядю, погибшего на войне, и всех тех, кто лежит на этом кладбище. И, наверное, на небесах виден этот благодатный свет, который с помощью Божьей зажжен их предками.

Галина Николаевна, по образованию техник промышленно-гражданского строительства, возвела много жилых домов, заводов, административных зданий. Но самой своей главной стройкой, самой светлой и теплой, ради которой стоило рождаться и жить, назвала в этот день возведение церкви в деревне ее предков, а также поклонный крест около храма в честь земляков, погибших на фронте солдат Великой Победы.

Словно вторя ей, супруг Роман Григорьевич, обращаясь к прихожанам, сказал: «Берегите свой храм, молитесь в нем, живите долго. Пусть оживет ваша деревня, пусть появятся в ней молодые семьи. И помните: нужно беречь свои корни. Ибо, если их рубить, неоткуда будет брать живительные силы для жизни».

 Будем же жить так, чтобы и наши корни пополнили богатство родной земли.

 

В. ГУЛИДОВА.

Читайте ещё:



Оставить комментарий