ivyenews.by

Три главных камня фундамента жизни

Главное

Великий американский психолог и философ Ульям Джеймс сказал: "Величайшая польза, которую можно извлечь из жизни - потратить жизнь на дело, которое переживет нас". Я почему-то вспоминаю эти слова всегда, когда сталкиваюсь с хорошим учителем. Не просто урокодателем, не просто хорошо знающим свою школьную науку, а тем, кто горит на работе, кто колдует над умами и душами детей, на кого, не сводя глаз, смотрят девочки и мальчики, на кого хотят быть похожими, из - за кого выбирают делом жизни профессию учителя…

Таких учителей все больше в системе образования района. Имя учителя, разговор с которым мы решили отнести к рубрике "Гостиная", на слуху не только в школах района. Андрей Викторович Волчок и его ученики - истинные, верные служители науки, которую древние мудрецы назвали наставницей жизни - "Historia - magistra vitae", то есть, "История - учитель (наставница) жизни".

Учитывая то, что в последние десятилетия мужчина в педвузе и, соответственно,  в школе - явление не очень частое, мы решили поинтересоваться, как оказался там Андрей Викторович.

А. Волчок:

- Я - выпускник Гераненской средней школы - явления весьма примечательного в истории системы образования Ивьевщины. Все мы родом из детства, и наши ассоциации, восприятие жизни так же зарождаются именно там. Там мы приобретаем и иллюзии. Там детей вел за собой такой удивительный, талантливый, творческий коллектив. Нина Давыдовны Гавряева, Зоя Викентьевна Поживилко, классный руководитель Валентина Марковна Давидович  и другие педагоги - учителя от Бога, сделавшие нашу школьную жизнь самым интересным и увлекательным временем. А какие уроки по мировой художественной культуре вела Елена Ивановна Смоляниченко! Шикарные уроки, на которых звучала классическая музыка Чайковского, Мусоргского, Глинки, Моцарта, демонстрировались картины Рафаэля, Леонардо да Винчи, изображения скульптур великих Микеладжело и Родена… Без каких-либо официальных документов в школе установился своеобразный художественный уклон. Все рисовали, пели, танцевали, музицировали, очень многие (особенно в области живописи) не без таланта и успеха. Талантливые учителя, талантливые дети, талантливая творческая обстановка!  А школьное самоуправление, своя республика, в которой и деньги свои водились - геры! Каждый класс получал их за хорошие дела. Критерием начисления той или иной суммы были  учеба, спорт, общественная работа. Деньги были символическими. Зато "отоваривание" их - настоящим. Большие деньги превращались в поездки-экскурсии. Помню, нам как-то не хватало баллов-денег. Мы проигрывали 10-му классу. Поэтому всем классом пошли разбрасывать навоз в местный колхоз. Пошел с нами и приезжий мальчишка, сын состоятельных родителей. Школьное товарищество, можно сказать, братство, было возведено в ранг особых отношений. Мы выиграли, и "геры" превратились в поездку в Брестскую крепость и Беловежскую пущу…

Корр.:

- Геранены, и в самом деле, всегда изобиловали людьми особенными, людьми творческими, неравнодушными, талантливыми. Их во все сферы деятельности  своего передового колхоза собирал по всему Советскому Союзу председатель колхоза Герой Социалистического Труда Владимир Александрович Баум. И этот регион района стал какой-то особенной землей, которая славилась не только своим средневековым прошлым (во главе которого стояли Радзивиллы, Гаштольды, в нем даже нашлось место для польского короля Сигизмунда ІІ и его большой любви Барбары Радзивилл), но и нынешним днем. И пусть  сегодня не самые  лучшие времена, но  созданное и заложенное столетиями и советскими десятилетиями накладывает свой отпечаток и на эту землю, и на ее людей…

А. Волчок:

 - Естественно. Наши учителя это прекрасно понимали и воспитывали нас в том же духе любви к Отечеству, к малой Родине. Особая заслуга в этом, а также в моем выборе профессии учителя истории, принадлежит историку школы, грамотному педагогу и прекрасному человеку  Петру Александровичу Ткачу. Именно все эти люди не позволили мне и с возрастом утратить иллюзии относительно  учителя, школы, патриотизма…

Корр.:

- Андрей Викторович окончил  в 2003 году истфак Гродненского государственного педагогического университета, пришел работать учителем истории в Довнарскую среднюю школ, где проработал по 2007 год, с 2007 по 2012 Андрей Волчок работал в райисполкоме: первый секретарь РК БРСМ, заведующий отделом физической культуры, спорта и туризма. И  вот четвертый год пошел с тех пор, как он опять вернулся в школу. Нынче Андрей Викторович - учитель истории и обществоведения Лелюкинского детского сада - средней школы.

А. Волчок:

- С самых первых своих дней в школе я очутился в ценнейшем педколлективе Довнарской средней школы. Именно ее учителя и ученики не позволили мне поменять мнение об учителе. Мудрые, разумные учителя, прекрасный руководитель директор Александр Сергеевич Володин, мой первый наставник в профессии, заместитель директора по учебной работе мудрейшая и интеллигентная Анна Викентьевна Осипенко. Воспитанные дети, воспитанные родители, которых так легко было поднять на любое доброе дело. Мне невероятно повезло с этой школой и людьми, которых я там встретил.

Работа в райисполкоме - это тоже опыт, общение, это расширение тех знаний, которые мне дали университет и школа.

Корр.:

- Андрей Викторович назвал главные камни своего жизненного фундамента: это семья, работа, краеведение. С работы  и начали наш разговор. А на первом месте - семья: любимая жена и такие же любимые дочка и сын. Он говорит, что ему бывает очень неловко, когда кто-то жалуется на проблемы в семье.  Неловко, неудобно, что рядом с таким человеком он - такой счастливый. Как тут не поверить, что небесами каждому человеку уготована своя половинка. Правда вот, вся проблема в том, что эта половинка может родиться на столетие раньше или позже вас, и тогда вы разминетесь во времени. У Волчков и половинки, и время оказались на месте. Как приятно встречать счастье, как легко рядом с ним, как хочется, чтобы ничего не изменилось в таких семьях, потому что счастливые семьи украшают нашу жизнь, делают ее доброй и не лишают иллюзий тех, кто мечтает о семейном уюте. В конце концов, счастливое государство получается из счастливых семей.

А теперь о третьем "камне" -  краеведении, на котором и зиждутся патриотизм, гражданственность, знание своих корней. 

А. Волчок:

- Краеведение - это то, что из личного интереса переросло у меня в профессиональный интерес. Это уже дело моей жизни. Это то, что не дает сердцу биться равномерно и равнодушно.

Еще в Довнарах я заинтересовался темой Первой мировой войны. Там именно  проходила позиционная война. И первую информацию о тех, уже неблизких годах, я получил от своих учеников. Как сегодня, помню: осень, и деревня, и лес в золотисто-красном наряде, а мы со старшеклассниками на велосипедах, мотоциклах едем искать немецкие доты на берегах реки Березина. Один знали, где находится, а другой нашли именно во время той мото-веловылазки…

На время краеведение ушло из поля зрения, а когда вернулся в школу,  мои выпускники уже в Лелюках предоставили мне новую информацию  и "подсадили" на эти дела вновь. Мы начали вместе с детьми исследовать заброшенное немецкое кладбище времен Первой  мировой войны в Шильвах.  Нашли там совершенно уникальный деревянный немецкий крест, которому уже  100 лет. Началось изучение темы, конференции научно-исследовательских работ.

Корр.:

- Краеведение стало тем делом, что объединило учителя и его учеников. Уже три года во время летних каникул действует  археологический лагерь "Спадчына". В этом летнике ребята с учителем самозабвенно занимаются археологией. В прошлом году вместе они ходили в двухдневный поход на Березину.

А. Волчок:

- "Копали" в Гераненах в 2013, 2014 годах старый костел (по дороге на Кузьмичи. Дошли до фундамента); в 2014, 2015, 2016 годах продолжали исследовать археологический объект "Первобытная стоянка рубежа каменного и бронзового веков", который археологи Беларуси называют "Барово-5". 

В последний раз "копали" могильник около деревни Дайнова. С  точки зрения археологии ценно то, что  мы нашли подтверждение тому, что в 13-м веке здесь обитали племена ятвяги-балты, а также нашли захоронения (по языческим обрядам (сожжение) и  по-христиански).      

Мы достойно представляем и школу и весь район на всевозможных исторических и краеведческих конференциях.

Корр.:

- Достойно - это грамоты  отдела образования. Это победители и призеры районной научно-исследовательской конференции (1,2,3- е места), победители (1-е место) областной конференции "Край Гарадзечанскі". Бывшая ученица Андрея Викторовича, выпускница 2015-2016 года Лелюкинского детского сада - средней школы  Диана Болдовская стала дипломанткой 2-й степени Международной конференции (страны СНГ), посвященной событиям Великой Отечественной войны (материал о расстреле цыганского табора около деревни Песевичи). Кстати, в районной газете за 1994 год  была напечатана  публикация об этих событиях "Табор уходит в землю" корреспондента Александра Шлыка. 

…Эти ребята вместе со своим учителем  уже прикоснулись душами, умами и руками к тайнам прошлого, к седой древности и просто почувствовали, что это - знать историю своего края. Это дорогого стоит. И это - главнейшая награда для учителя, когда его ученики внемлют каждому его слову, когда слушают его, затаив дыхание. И можно даже не сомневаться, что именно благодаря Андрею Викторовичу Волчку, его ученики (как некогда и он сам) изберут педагогику или историю  делом и смыслом всей жизни…

В. ГУЛИДОВА.

Фото С. ЗЕНКЕВИЧА.

Читайте ещё:



Оставить комментарий