ivyenews.by

Букет цветов для логопеда

Главное

Звездами было предписано, чтобы в семье рождались только девочки, четверо их было у родителей, лелюкинских крестьян, - и она, Стася, была старшей. А это ответственность за младших, забота о старших, - первой помощницей мамы была.

Сестер жизнь пораскидала по свету: одна - бухгалтер в Минске, другая - в Добруше преподаватель профтехучилища, третья - представитель рабочей профессии в Молодечненском районе.

Закончила 9 классов Лелюкинской школы, последний выпускной год училась в Барово. Исаак Львович Эллимелах тогда в ней директорствовал. А выпускной класс у нее был в Баровской СШ, пела в годы юности в знаменитом Баровском хоре В. Шарецкого.

В числе нескольких способных учеников школы по программе проф-ориентации ее направили на годичные педагогические курсы в Гродно, где при гродненской школе № 11 она приобрела профессию учителя начальных классов.

В 1965 году состоялся ее дебют как педагога в Сурвилишской восьмилетней школе. Первым ее директором - руководителем, администратором и наставником - был Владислав Иосифович Урбанайть, учитель от Бога.

Четыре года она была учителем начальных классов, затем поступила в Гродненский педагогический институт им. Я. Купалы, где вместе с высшим педагогическим образованием приобрела профессию учителя белорусского языка и литературы.

Около 2 лет трудилась в Вадольской ВШ. Вышла замуж. Муж Владимир Викентьевич долгие годы работал строителем-прорабом в колхозах района.  Его уже нет в живых.

Двое детей у Станиславы Иосифовны. Сын Александр - строитель. Дочь Инна закончила с золотой медалью Ивьевскую СШ, получив диплом БНТУ, приобрела профессию экономиста, трудится бухгалтером в Минске. Три мальчика у дочери, три кровиночки, три любимых внука - шестиклассник Владислав, третьеклассник Егор и трехлетний Максимка. Причудлива воля Господа -  ведь у нее было и есть три сестры.

В 1983 году году С.И. Ярошко поступает в Минский институт (тогда так назывался) им. Максима Танка, где получает второе высшее образование с присвоением квалификации "учитель-логопед".

Тридцать лет в профессии - и профессии редкой, нужной, я бы сказал - экзотической. А вообще - у Станиславы Иосифовны пятьдесят один год педагогического стажа. По пальцам можно пересчитать таких педагогов в странах мира. Это районный рекордсмен. К числу педагогов с пятидесятилетним стажем относится  в районе еще лишь один - педагог социальный Чернельского детского сада - базовой школы Надежда Николаевна Чекавая.

Труд дефектолога-логопеда по плечу не каждому, а лишь тому, кто искренне любит свое дело, детей, видит в ребенке личность, сам горит и умеет зажечь других.

Станислава Иосифовна получает радость в работе, помогая решить проблемы ребенка в детстве, чтобы его дальнейшая жизнь стала более легкой.

Юмористический экскурс в практику логопеда Ярошко (случай действительно имел место быть): приводит мама ребенка с дефектами речи. Шепелявит. Необходимо провести совсем необременительные действия. Мама становится в позу: "А ему диктором не быть". Ребенок все школьные годы находится в стрессовой ситуации из-за дефекта речи. Дальше - хуже. Пришла пора идти в армию. По итогам призывной медицинской комиссии маме говорят: "Вам срочно нужен логопед, над сыном будут подшучивать (хорошо, если еще по-доброму) сослуживцы". Мама идет к тому же логопеду, которого проигнорировала лет 15 назад. "Помогите, спасите…" "Но ведь ему же - диктором не быть, чьи это слова?" - напоминает логопед.

Именно поэтому она выбрала профессию логопеда - учить детей говорить правильно и грамотно. Чтобы предотвратить возникновение серьезных речевых проблем в жизни человека.

Она застала время, когда повышению качества образования выпускников дошкольных логопедических групп в части коррекции недостатков речевого развития стали уделять более серьезное внимание, когда проблема дефектов речи стала общегосударственной проблемой.

Хорошо поставленная речь - не только забота учителя, - здесь и медико-педагогическая проблема, в настоящее время логопедами и дефектологами  укомплектованы практически все школьные и дошкольные учреждения.

А во время становления Станиславы Иосифовны и слово это "логопед" не все знали. Даже в педагогической среде.

Вспоминает с юмором случай.  

Звонок. Открывает дверь. Стоит пятилетний мальчик. Ошарашивает: "У меня "Гы" нету". Мама оставила, подумать только, самостоятельно вести переговоры с логопедом.

Он не выговаривал звук "Р". Данную проблему необходимо решать втроем, вдвоем ее не решить. Мама не имела права бросать своего ребенка перед дверью специалиста.

Она знает детей, гениальных детей, ставших творческими людьми и достигших в различных отраслях знаний совершенства, которые в детстве имели подобные недостатки. Многим помог решить речевые, и не только, проблемы логопед.

Если ребенок не говорит букву - он ее не напишет. Это доказано жизнью. То есть - если не придет своевременно на помощь специалист, развитие маленького человека будет ущербным. Для него самого, для страны.

В настоящее время для  решения связанных с логопедией проблем в районе действует центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (директор Ольга Войтеховна Здончик). На ранней стадии в садиках проводится диагностика с целью выявления детей с нарушениями речи. И если называть вещи своими именами - очень многие дети нуждаются в помощи квалифицированного специалиста-логопеда.

"Речевой ребенок" - так логопеды называют нуждающегося в помощи.

"Я получаю удовольствие от своей работы", - говорит Станислава Иосифовна. Наверное, еще большее удовольствие и благодарность должны испытывать ее ученики. Те, кому она помогла расстаться со статусом "речевого ребенка", когда не стало трудным заданием "шла Саша по шоссе и сосала сушку". Те, кому коррекционно-логопедический курс позволил избежать насмешек сверстников, - а есть примеры, когда детская жестокость доводила до суицида. Благодарны ей десятки и сотни бывших и настоящих детей, поставивших правильную речь.

За 51 год труда к ней обращаются уже внуки ее учеников.

Она любит свою профессию за то, что та дает ей возможность ежедневно соприкасаться с миром детства. Каждый день отдает она детям частичку своего сердца, пытаясь заставить солнце, которое есть в каждом ребенке, светить. Это и есть ее педагогическое кредо.

Она гордится своей профессией, потому что она  многогранна и интересна. И  считает специальность логопеда самой важной профессией на земле.

Станислава Иосифовна переживает за судьбу своей профессии. Судя по упавшему престижу профессии учителя, когда в нее приходят отдельные представители поколения троечников, задаешься вопросом - "Кто будет работать в школе?".

Почему стала учителем именно она?

Выбор после школы у сельской девушки был невелик - три наиболее достойные: агроном, врач, учитель. Она выбрала, возможно, наиболее трудную. Ездила на велосипеде к своим детям в стужу и зной, через снега и завеи. По болоту в грязь и распутицу мочила ноги, в лютые морозы добиралась к детям, проходя далекие километры.

Она не стыдилась конспекты поднимать в затруднительных случаях, посоветоваться с коллегами и специалистами, как с педагогами, так и с медиками. Уздечка языка - а рот ребенка под принуждением открыть совсем не просто. Спросите об этом у дантиста.

Работала бесплатно, хотя этот принцип уже давно исчерпал себя и во много определил крах великой страны под названием "СССР". Ее муж в сердцах  говорил когда-то: бесплатная помощь - это элементарное неуважение к профессии.

Отечественная школа логопедии только в стадии становления

Все имена знаменитости - российские. Так, непререкаемым авторитетом является Клара Гавриловна Ефимова, ставшая профессором, начав с рядового логопеда. 

Как кто-то мрачно пошутил, с уходом из жизни последняя унесла логопедию с собой.

Это шутка. Есть много достойных логопедов. И Станислава Иосифовна Ярошко - первая в районе. 

Она благодарна тем людям, которые знают ее и приглашают в свои семьи, доверяют ей своих любимых детей. Она  чувствует ответственность, как мать, перед любой другой матерью за вверенное ей чадо. Мамы должны помогать друг другу.

В Ивьевской школе-интернате Станислава Иосифовна Ярошко проработала более 20 лет. Сейчас она ездит в Жемыславльскую школу, она прекрасный практик и теоретик. Не стареют гении. Когда-то была пионервожатой, комсомольский задор у нее сохранился с лихвой.

Летом - фазенда, максимум движения и сменп обстановки.

Как отдыхает? Нового способа, вроде, еще не изобрели. Усталость накапливается. Приходят школьные каникулы - это тоже труд, но для любимых внуков. 

Недовольных ее работой не было. За 51 год педагогического труда. И это просто факт, а не пафосные слова.

Букет цветов - запомнился. Занималась с мальчиком по индивидуальной программе, опаздывала  в школу-интернат уже порядка минут на 15. А тут еще какой-то тип у школы незнакомый. Нервничала, может, комиссия какая, они любят неожиданности.

И вдруг букет… "Это Вам, Станислава Иосифовна!"...

К семидесятилетию человек с более чем полувековым стажем, очевидно, получит не один букет!

Присоединяемся к поздравлениям. С юбилеем Вас, Станислава Иосифовна!

В. ПОБОЛЬ.

Фото С. ЗЕНКЕВИЧА и из семейного архива.

Читайте ещё:



Оставить комментарий