ivyenews.by

Найдем ли дверцу в Человечность?..

Главное

Давным-давно книжный магазин нашего города (ныне в его здании размещается наша редакция) был своеобразной Меккой для каждого читающего и мыслящего человека. И если выстоять перед его закрытой дверью, в день привоза книг, несколько часов, а затем быстро схватить из выстроенных на полу стопок книг по экземпляру, то можно было, пересмотрев их, приобрести шедевры и иностранной, и отечественной классики. Иногда интуиция подсказывала и совсем невероятные вещи. Мы покупали книги не известных в то время еще авторов и сталкивались действительно с шедеврами. Таким образом в наши руки попала и небольшая книжица мало известного молодого советского писателя Константина Сергиенко "До свидания, овраг".

История о стае бездомных собак, которая живет в маленьком овраге большого города. Все собаки брошены некогда горячо любимыми хозяевами. История, рассказанная собакой. История правдивая, пронзительная, драматичная. Всевозрастная, Гордый, Черный, Головастый, Бывшая Такса, Хромой, Крошка, Отпетый, Кот Ямомото. Говорящие клички. Яркие образы, запоминающиеся. Каждый - с характером. Кто-то наивен, кто-то умен, кто-то озлоблен, кто-то потерян... Кого-то предали люди, выбросив на улицу, кто-то с рождения был "вольным псом". Каждый из них по-своему знает, что такое горе, и у каждого есть своя собачья мечта... Но если вдруг повезет со "своим Человеком" - то одному из десятерых, а то и меньше. И хотя книга написана с юмором, никуда не деться от понимания, что для большинства уличных собак - жизнь - это безысходность. Через такие истории мы не только воспитываем в наших детях нравственные качества, мы, взрослые, через них напоминаем себе, что такое человечность и милосердие.
Когда-то вокруг оврага была деревня. Маленькие дома сломали, построили большие. Хозяева ушли и уехали. Собаки остались. Это самое пронзительное и проникновенное произведение, которое я когда-либо читала, написанное, что называется, "на разрыв аорты". 

- Тетя Вера, - сказала маленькая дочь моей подруги, когда я читала ей "До свидания овраг", - почему у тебя из очков вода течет?

А я плакала…

Книге в этом году 40 лет. А тема не потеряла ни грамма своей актуальности. Наоборот, все чаще понимаю, что равнодушие современного человека по отношению к окружающему миру, к природе уже не поддается пониманию.

"Люди делятся на детей и взрослых. Дети - это маленькие люди. Дети веселее и добрее. Взрослые бывают злые, но бывают и добрые. Мой Человек самый добрый. Когда-то и у Черного был свой Человек. Он держал его на цепи и бил. Когда деревню сломали, тот Человек сел в машину и уехал. Черный долго бежал за ним. Машина остановилась. Человек вышел и прогнал Черного. Но Черный снова побежал за машиной. Тогда Человек его ударил. Черный упал, а машина уехала. С тех пор Черный не любит людей." До мурашек! Наивно, просто, проникновенно, искренне, правдиво, горько и пронзительно.
Я вспомнила эту книгу и свое восприятие ее, поняла, что равнодушие только усугубляется, когда в кабинет редакции зашли три женщины: пожилая, молодая и маленькая. Они пришли поделиться болью, они пришли искать защиты от бесчеловечности, Они пришли сказать, что так поступать нельзя. И жить так нельзя, если мы хотим причислять себя к тем, кто создан по подобию Божьему…

…Два года назад породистая охотничья собака (русская гончая) с ошейником, то ли потерянная, то ли специально оставленная, то ли оставшаяся по каким-либо другим причинам без хозяина, просто нашла себе "своего Человека", а правильней сказать, своих людей. Она пришла во двор дома. Семья живет в Минске. Но в Юратишках остался дом. И здесь его хозяйка с родными бывает часто, а летом проводят отпуска и т.д.
Собака, что называется, гуляла сама по себе. Но непременно каждый день возвращалась в этом дом. Здесь ее полюбили, здесь ее кормили, с ней "разговаривали", ее жалели.
Уезжая, люди оставляли собаке корм, просили соседей о помощи. Собака всегда несказанно радуется их приезду. В последний раз они уезжали, когда она вот-вот готова была ощениться. Первый раз в начале сезона ее щенков разобрали по домам юратишковцы.
Теперь не успели они переступить порог дома, как их любимица уже пришла и стала настойчиво их пробовать куда-то увести. Было поздно, темно, но люди пошли за ней. Если собака ведет тебя к своим детенышам, разве можно не пойти?! Это ведь высшее доверие животного, если оно не боится показать своих детей.
Щенков было целых 10. Подросшие, кругленькие, они пробовали уже по-щенячьи лаять.
А мать ходила и ласкалась к людям, которые гладили, ласкали ее детенышей, преданно заглядывала им в глаза.
Собака ощенилась в заброшенном сарае, которым уже не пользовались хозяева соседского дома.
Решено было назавтра перенести щенков домой, подготовить место и найти емкость, в которой будут переносить…
Утром отвлекли другие дела, пришлось уехать. Когда они вернулись поздно, собака встретила их, жалобно скуля, и опять повела за собой. Щенков не было. Их мать натуральным образом плакала и бросалась к людям, казалось, с просьбой о помощи… А они не знали, что делать и где искать.
Всю ночь под окнами выла-плакала собака. Утром люди попробовали узнать, где щенки, что случилось. Встретили соседку из того дома, которая сказала: "Вы собачку можете уже не кормить. Щенков больше нет. Муж их закопал…"
Женщины пришли в редакцию со слезами на глазах. Собака не успокаивается. Не успокаиваются и они. Собака заболела, как и всякая кормящая мать, когда молоко в груди есть, а кормить некого…

Они пришли, чтобы рассказать эту историю жестокости, чтобы хоть кому-то она стала поучительной. Хотя… Не стали они называть фамилий, попросили только, чтобы указали, что такие люди живут в Юратишках. Такие люди, увы, живут и в других местах…

…Во время ночного дозора собаки, герои повести "До свидания, овраг" ищут собачью дверцу. Найти ее - мечта каждого пса. Она маленькая, как бусинка, но когда уткнешься в нее носом, она станет большой и просторной… За этой дверцей совсем другая жизнь. Там тепло и сытно каждой собаке. Там хорошо и там нет злых людей. Может и нам всем попробовать найти человеческую дверцу, за которой мы станем добрее и милосерднее; за которой мы, если и не будем трогательно любить братьев наших меньших, так хотя бы не станем издеваться над ними, убивать, бросать, предавать. Так что, отправимся в этот дозор? Какая разница, ночной он или дневной, главное понять, во имя чего…

В. ГУЛИДОВА. Фото носят иллюстрационный характер.

 

Читайте ещё:



Оставить комментарий