ivyenews.by

Рождество Твое, Христе Боже наш!

Главное

В такую же обыкновенную ночь, как сегодняшняя, около двух тысяч лет назад Бог стал человеком. Заметили это чудо только Матерь Дева, Иосиф Обручник; возвестили это чудо ангелы Господни людям простого сердца: пастухам, которые ночью стерегли свои стада; да еще узнали об этой тайне люди, глубоко проникшие в тайны природы, познавшие, что небо и земля могут сказать о вечности. Никто другой не заметил, что все изменилось в творении, что блеснула на землю искра небесного света.

Господь говорит, что свет светит во тьме и что эта тьма и не приемлет его и не может задушить. Итак, воссиял небесный свет для нас на земле, Бог стал человеком, и судьба нашей земли переменилась глубочайшим образом. Уже нет разделения между земным и небесным; Бог вошел не только в человеческую судьбу, но и во всю нашу человеческую историю; Он облекся плотью и соединился с самым веществом сотворенного мира. И теперь все, что есть во вселенной - и человеческая судьба, и становление мира, и до последнего предела нашего необъятного мира, необъятной и непостигнутой еще Вселенной - все каким-то таинственным образом соединено родством с Живым Богом.

Мир уже действительно не тот, которым он был до этого раньше. В рождении Господнем Бог входит в мир, облекается в его ткань, в его плоть, в его материальное существо. Можно почти что сказать, что мир уже вошел в Божественную вечность, а Бог приобрел временную и трагическую судьбу - и в этом мире Христос жил и проповедовал.

Многие сейчас забыли о Христе, многие отвернулись и восстали против Него. И, однако, все без исключения, верующие и неверующие, и отрицающие Бога и борющиеся с Ним, ничем не живут, кроме евангельской проповеди о том, что призвание человека бесконечно велико, о том, что достоинство человека равно только достоинству Божию.

Мы, верующие, выражаем это словами Писания: что человек призван стать причастником Сына, самой Божественной природы во Христе, стать Единородным Сыном Божиим; а другие говорят о том, как дивен человек и как бесконечно много он может достигнуть, чем он может стать… Но это слово о человеке было неизвестно древнему миру, миру мудрецов древности: это слово о человеке стало реальностью, вошло в мысль и опыт людской Христом и Его проповедью.

И вот почему Христос с такой спокойной уверенностью нам говорил о том, что мы, знающие Божии пути, призваны быть как дрожжи, брошенные в тесто, заквасить весь мир, чтобы из бесквасного, мертвого он стал живым, трепетным, непостижимо иным и непостижимо родным Самому Богу - и это совершается. Совершается словом проповеди евангельской и совершается и среди тех, которые давно ее забыли или ее отвергли, потому что ничто, кроме этой проповеди, не родило того человеческого сознания, которым сейчас живут все.

Апостол Павел нашел в Афинах жертвенник, посвященный неизвестному Богу. Нельзя ли нам, христианам, сказать, что этот неизвестный Бог - человек; но что только МЫ знаем, как высоко, как непостижимо его призвание, и что те, которые не верят в Бога и думают, что верят в человека, они унижают его бесконечно, они делают его малым, они его суживают до пределов этой нашей земли, или расширяют его в пространстве "до небес".

А мы знаем, что глубина человеческая может встретиться только с глубинами Божиими. Только мы, христиане, потому что верим, что Бог стал человеком, и уверены, что человек призван быть Богом по приобщению - только мы верим в человека в полной, победоносной мере, и поэтому во всем мире будем проповедовать достоинство человека, мера которого - Воплощенный Бог Христос. Будем проповедовать это не словом, а тем, как мы относимся к человеку. Явим миру, что значит наша вера в Воплощение, наша вера в этого Бога, таинственного, Который стал человекам и указал меру нашу. "Слава в выш-них Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!" - вот, что мы должны проповедовать: не только узкую, бедную, обезбоженную Вселенную, которая этим обесчеловечивается, но Вселенную, разверзающуюся до беспредельности Божественной, в которой человек только тогда делается человеком, когда он верит, что он поистине призван быть Богом.

Митрополит Антоний СУРАЖСКИЙ.

Читайте ещё:



Оставить комментарий