Машинисты, диспетчеры, проводники, путейцы, связисты - завтра люди этих профессий будут принимать поздравления в честь профессионального праздника - Дня железнодорожника, который отмечается в Беларуси в первое воскресенье августа.
Значимость стальных магистралей трудно переоценить. Первые линии еще в середине XIX века пролегли через Беларусь. Сегодня это современная и развитая транспортная система протяженностью в пять с половиной тысяч километров. Большинство пассажирских и грузовых перевозок в стране осуществляется по рельсам.
В канун профессионального праздника мы расскажем вам о нелегких трудовых буднях и верности профессии работников железнодорожной станции Гавья, входящей в состав объединенной станции Лида.
Для людей и предприятий
Как рассказала и. о. начальника станции Гавья Виктория Анатольевна Ковальчук, в сутки проходят 25 пар пассажирских и грузовых поездов. В том числе, четыре поезда региональных линий эконом-класса Лида - Молодечно, Молодечно - Лида - Гродно, две пары поездов межрегиональных линий бизнес-класса сообщением Минск- Гродно и Гродно - Минск, которые введены в конце этого месяца. В этом поезде имеется один вагон повышенной комфортности. А также - две пары поездов межрегиональных линий эконом-класса Гродно - Коммунары - Витебск.
За 2019 год пассажиропоток составил около 11 тыс. человек.
Кроме того, станция играет большую роль в экономическом развитии нашего региона. По железной дороге в местные сельхозпредприятия поступают минеральные удобрения, в ДРСУ-156 - щебень и отсев. Ивьевский лесхоз и ООО "Фориния" отправляют свою продукцию вагонами по Беларуси и в Польшу.
А всего, по словам и. о. начальника станции, приемосдатчики груза и багажа работают с пятнадцати клиентами по грузоперевозкам.
Одна из самых важных профессий на железной дороге
С Викторией Ковальчук мы беседуем в необычном помещении. Это кабинет дежурного по станции, который оборудован пультом-табло. Здесь множество различных кнопок, периодически загорающихся и гаснущих, несколько телефонных аппаратов. Непосвященному человеку трудно понять, для чего все это надо и как работает. Но для дежурной по станции с двадцатилетним стажем Светланы Алексеевны Жуковской - это мелочи, ежедневная работа, с которой она справляется без особых усилий. А если серьезно, то профессия дежурного по станции - одна их самых важных и значимых на железной дороге. Он руководит движением: распоряжается приемом, отправлением и пропуском поездов, а также маневровыми передвижениями.
В. Ковальчук предупреждает, что дежурного по станции ни в коем случае нельзя отвлекать в период подготовки им маршрута приема поезда - это может поставить под угрозу безопасность движения. Поэтому мы выжидаем, когда у Светланы Алексеевны выдастся свободная минутка, и расспрашиваем о ее трудовом пути.
В свое время она закончила Брестский техникум железнодорожного транспорта и была направлена на работу на ж/д станцию Гутно. Там проработала недолго и была переведена на станцию Гавья. Здесь уроженка Барановичского района закрепилась, полагает, на всю жизнь. Ведь уже двадцать лет на одном месте. Это и благодаря обретению семейного счастья в здешних местах. Муж Светланы тоже железнодорожник, работает здесь же, на станции, механиком Лидской дистанции сигнализации и связи.
- Моя профессия хоть из непростых, - рассказывает женщина, - но я в другой себя не представляю. Это моя жизнь, моя судьба, наверное.
На железнодорожной станции Гавья два дежурных по станции. Светлану Жуковскую сменяет Виктория Ковальчук, которая пришла в профессию по примеру своего дяди Юрия Николаевича Лазовского, который отдал железной дороге большой отрезок своей трудовой биографии. Когда пришло время профессионального выбора, мама, можно сказать, уговорила дочь поступать в Оршанский техникум железнодорожного транспорта. И, как в воду глядела. Виктории профессия пришлась по душе, иначе она просто не смогла бы работать в ней целых двадцать шесть лет.
Кроме всех перечисленных ранее обязанностей, дежурные по станции, рассказала В. Ковальчук, должны быть искусными организаторами: уметь правильно руководить сменой, давать работникам четкие и ясные приказы, следить за их работой, контролировать ее и предвидеть возможные нарушения, вовремя исправлять допущенные ошибки. Оказывается, нужны не только специальная подготовка, но и острота ума, способность быстро принимать решения, чувство повышенной ответственности за свои действия.
А еще важной составляющей работы является четкое знание и соблюдение большого количества нормативных документов, инструкций, правил, техническо-распорядительных актов.
- Каждый год мы сдаем экзамен на профпригодность, - говорит В. Ковальчук. - Это очень непростое испытание, и поблажек здесь быть не может. Ведь железная дорога, на самом деле, очень сложная система, где одну из основополагающих ролей играет безопасность.
Как и ее коллега, с мужем Виктория Анатольевна познакомилась на железной дороге. Он - электромонтер Лидской дистанции электроснабжения.
Коллектив маленький - ответственность большая
У железнодорожной станции Гавья - женское лицо. Здесь работают восемь представительниц прекрасной половины человечества. О двух мы уже рассказали. А начальник станции - железнодорожник с 34-летним стажем Наталья Алексеевна Лазовская, депутат местного и районного Совета депутатов, человек достаточно известный в районе своей активной жизненной позицией (в данное время в отпуске). Еще по две очаровательные дамы занимают должности билетных кассиров - Наталья Петровна Сехович и Тареса Ивановна Нехведович. Приемосдатчики груза и багажа - Кристина Алексеевна Басалык и Ольга Владимировна Сапотько. Станционная рабочая - Мария Казимировна Красовская, которой поручен немалый участок работы: следить за чистотой и порядком на станции и создавать красоту вокруг нее. И с этим она справляется великолепно.
Впрочем, так же добросовестно и ответственно выполняют свои обязанности все вышеперечисленные работницы. На железной дороге, как говорит В. Ковальчук, по-другому невозможно. Именно общими усилиями достигается хороший результат, подчеркивает собеседница.
Поэтому только женскими усилиями на стальной магистрали вряд ли бы удалось держать все в нужном режиме. На железнодорожной станции Гавья работают путейцы - двенадцать человек во главе с дорожным мастером Константином Ивановичем Шором. А также - работники Лидской дистанции сигнализации и связи - старший механик Виктор Генрихович Зверко, электромеханик СЦБ Александр Иосифович Бальцевич и механик Александр Францевич Жуковский.
Профессиональный праздник - День железнодорожника - завтра будут отмечать и пенсионеры, ветераны труда, которых в коллективе станции Гавья помнят и просят через газету передать им самые теплые и добрые пожелания. Это Галина Викторовна Рафалович, Ирина Эдвардовна Гирчиц, Мария Станиславовна Кульпеня, Станислава Станиславовна Новик, которые в свое время отдали большую часть своей жизни работе на стальной магистрали.
И. БУТУРЛЯ.
С. ЗЕНКЕВИЧ (фото).