ivyenews.by

Наши долгожители. В доме с окнами в сад…

Главное

Наша жизнь - длинная дорога. Когда ты молод, она кажется бесконечной, и ты живешь с ощущением, что у тебя все впереди и что в твоем распоряжении много времени. Так много, что даже не знаешь, как его использовать и чем заполнить.

На закате жизни, когда большая часть этой дороги уже пройдена, ты оглядываешься назад и видишь, что годы пролетели, словно один миг. Осознаешь, что времени у тебя было не так уж много, а осталось совсем мало.

Длинную дорогу жизни человек прокладывает сам по законам, данным Природой и определенным Судьбой.

Паспорт Елене Францевне Ладыко вручает 

 председатель Юратишковского сельсовета С. К. Казанович

Такие почти философские мысли  посетили меня, когда мы ехали вместе с председателем Юратишковскго сельсовета Сергеем Кирилловичем Казановичем и  начальником  отделения по гражданству и миграции Ивьевского РОВД Андреем Валерьевичем Шемяко в отдаленную деревеньку Ивьевского района Коркеняты. А ехали с такой невероятной миссией - вручить новый паспорт столетней Елене Францевне Ладыко.

Молод тот, у кого независимо от возраста живое сердце, живой и ищущий ум, кто сохраняет молодость души. И преждевременно быстро стареет человек любого возраста, если его сердце черствеет, душа и ум опустошены, а жизнь лишена смысла. Увы, юность и старость - два конца длинной дороги жизни... 

Поэтому, естественно, всегда тяжело видеть очень старых людей, у которых  глаза всегда выдают возраст. Это только молодость смотрит на мир широко открытыми глазами, с расширенными от эмоций зрачками. А старость…Старость уже все видела. И ничему больше не удивляется, и взгляд с маленькими зрачками как будто смотрит уже только в себя, стараясь найти, может быть, в душе еще что-то неизведанное… Глаза птиц - мудрость и успокоение…

Дорога, уже в самой деревне, привела к большому саду со старыми  деревьями. И по тропке в этом саду мы пошли  вглубь, к дому. Навстречу поспешила дочь юбилярши, хозяйка дома Ванда Брониславовна Кучинская, а затем и ее дочь Оля Кучинская. И мы собрались уже увидеть  нашу героиню, лежащей на кровати или сидящей удобно у окна. Но вдруг из-за дома появилась шустрая, маленького роста женщина с тяпкой в руках. Она поспешила, в буквальном смысле слова, к нам и рассказала, что копала "бульбочку", чтобы проверить, выросла ли и можно ли уже начинать есть…  

На вопрос, не тяжело ли ей копать, сказала, что  на тяпку опирается, а когда косит (!) - на косу. Вот только наклепать уже сама не может. Но старший зять это помогает сделать…

Вот так мы и познакомились с Еленой Францевной Ладыко, которой приехали вручать паспорт.       

Она очень рада тому, что про нее помнят, что ее, простую женщину, так поздравляют. К слову, юбилей был в ноябре прошлого года. И тогда уже звучали поздравления. А в этот раз вручали паспорт не только официальные лица, но и приехали с цветами, с маленьким приветственным сценарием культработники из Юратишек. И бабушка услышала каждое доброе слова в свой адрес. Слух пока не подводит старожила из Коркенят.

Поздравляющие уехали, а мы остались беседовать, разговаривать, смеяться и слушать песни бабули. Она, кстати, очень славная певунья была. И теперь поет еще хорошо. По крайней мере, когда собирается ее большая семья, она поет на Пасху пасхальные песни, на Рождество - рождественские и просто светские напевы.

Ее детство прошло  в деревне Каревичи около Геранен. Отец купил у американцев (так называли людей, поработавших в США, которые по возвращении покупали землю, строили дома), кусочек земли.  У семьи появился свой хутор.  В семье было семеро детей: три брата, четыре сестры. Было кому работать на той земле. Поэтому семья не бедствовала. И дом был неплохой.

Когда Елена вышла замуж, она пришла в старенький дом мужа. Очень хотелось повторить жизнь, которая была у родителей. И они начали строиться. Основательно. И теперь этот дом поражает и величиной, и планировкой. И этими окнами, и  крытым крыльцом в сад…

В 1949 году началось строительство. Только  сруб поставили - началась коллективизация. И все вокруг предрекали, что они не смогут построиться. Но были братья, умели и столярничать, и печки сложить…  Долго строили дом, но построили. И зажили в нем. Трое дочерей  с мужем родили и воспитали.

Елена Станиславовна с радостью рассказывала, что дочери очень хорошо учились в школе, работали (одна экономистом, другая кассиром) в правлениях колхозов района. А Ванда  всю жизнь прожила с мамой. И никуда не уехала, когда умер отец, а затем муж.

У бабушки Елены трое дочерей (два зятя уже умерли),  восемь внуков, тринадцать правнуков. Все поздравляли бабушку, старейшину рода, все съезжались на праздник, на Пасху…

А когда дорогие гости уезжают, остаются в старом доме с окнами в сад три женщины: мама, дочь и внучка. Им нелегко. Ольга, которой чуть за тридцать, в два годика уже читала стихи и радовала маму с бабушкой. Затем заболела сильно. Температура, кашель. Пенициллин, капельницы. После капельниц - несколько дней судорог. И все. Ребенок перестал говорить, узнавать окружающих. Начали по-новой учить держать ложку, разговаривать, ходить, сидеть, адаптироваться хоть в маленькой, но жизни. 1 группа инвалидности. И вечная боль матери и бабушки. Елена Францевна и теперь расплакалась… Конечно, говорят женщины, если бы тогда, как в наше время, занимались с такими детьми учителя, не выросла бы Оля неграмотной. Но она жива, она очень любит рисовать, лепить из пластилина и просто находиться рядом с мамой и бабушкой. Жизнь продолжается… 

На наш вопрос, в чем же секрет долголетия, 100-летняя Елена Францевна ответила, что секрета нет. Все по Божьей воле. Судьба наша ведь пишется на небесах. А она считает, что Бог позволил ей так долго жить, потому что она любит людей, всегда старалась помочь тем, кто нуждался в этой помощи, никогда никого не обидела. Главное в этой жизни - доброта, И я согласна с мудрой женщиной. Не красоте, это точно, суждено спасти мир, а именно добру.

В конце бабушка посетовала на то, что  людей в деревне совсем не остается. Недавно под их крышей от дождя прятались рабочие из Гомеля, которые здесь тянули или ремонтировали линию электропередачи. Они, как сказала Ванда Брониславовна, оказались китайцами. И видимо понравились бабуле. Потому что нам она  сказала: " Пускай бы нам в деревню хоть китайчиков дали. Мы бы потрафили жить с ними в мире и соседстве". 

Мы с Вандой Брониславовной посмеялись над ее заявлением. А я пришла к выводу, что именно это желание жить с людьми по-людски и составляет богатство нашей деревни и ее людей, доброта которых и в 100 лет остается добротой…

В. ГУЛИДОВА.

Фото С. ЗЕНКЕВИЧА.

Читайте ещё:



Оставить комментарий