ivyenews.by

Из истории железной дороги. Станция Гавья

Главное

Первый поезд 

Строилась железная дорога Молодечно-Лида в 1907-1908 гг. На землях д. Судроги построили железнодорожный вокзал, три четырехквартирных дома (казармы) и водонапорную башню. На реке Гавья была построена водонапорная станция для забора воды и подачи ее по водопроводу на станцию Гавья и в колонки на железнодорожных путях для подпитки водой паровозов. На реках Жижма и Гавья строились арочные железнодорожные мосты (при отступлении немцев 6 июля 1944 г. они были взорваны, и движение поездов шло по временному деревянному мосту со скоростью 10-15 км/ч, мосты были восстановлены только в 1953 г.).

В конце 1909 г. из Молодечно на станцию Гавья прибыл первый грузовой поезд со стройматериалами: рельсы, шпалы, пиломатериалы. Увидев "черта на колесах" люди из соседних деревень были удивлены, его пугались дети и лошади.

Во время Первой мировой войны, в 1915 году, когда фронт установился по линии Сморгонь-Вишнево-Бакшты-Любча-Столбцы, в д. Судроги стояла немецкая тыловая в/ч, которая обеспечивала фронт продуктами. 

По словам родителей, немецкие солдаты плохо обращались с местными людьми: грабили крестьян, избивали мужчин, насиловали женщин.

На ст. Гавья из Германии ежедневно прибывали поезда с военными грузами, артиллерией, солдатами, а обратно кайзеровцы отправляли своих раненных солдат и награбленное добро.

Это было тяжелое время, приходилось голодать; распространялись болезни: чесотка, тиф, испанка (грипп), люди умирали семьями. От испанки умерли родители и сестра моей матери. 

Чтобы выжить, крестьяне старались вести хозяйство. Семян не хватало, для посадки картофеля использовали ростки от него. Приходилось питаться лебедой, щавелем, жмыхом.

После окончания Первой мировой войны жизнь стала постепенно налаживаться. 

Малоземельные мужчины устраивались работать на железнодорожную станцию путевыми рабочими, стрелочниками, дежурными на переездах, обходчиками. Им неплохо платили.

По рассказам моих родителей, через станцию Гавья курсировали пассажирские поезда Молодечно-Лида-Гродно, Молодечно-Лида-Вильно. Пассажиры могли перекусить в станционном буфете.

На узкой колее

Для доставки стройматериалов, а позже и других товаров, со ст. Гавья до Ивье построили железную дорогу на узкой колее. 

Обслуживали узкоколейку мужчины из деревни Судроги и соседних деревень. Машинистом паровоза был Михаил Имполитович Брейво, его за месяц подготовили в депо г. Лиды. 

На ст. Гавья было построено депо для паровоза, рампа для выгрузки и погрузки грузов, товаров из вагонов, платформ широкой колеи на узкую. Было по четыре товарных и пассажирских вагона, три платформы.

До начала Второй мировой войны узкоколейка работала четко, перевозила грузы и товары, ежедневно три раза в день курсировали пассажирские перевозки Гавья-Ивье-Гавья с остановками Красовщина, Дробыши, Савгути. Услугами пользовались жители близлежащих деревень за небольшую плату. Движение этих перевозок было согласовано с графиком движения пассажирских поездов, которые останавливались на станции Гавья. 

Мои родители часто ездили на базары в Липнишки и Ивье, продавали излишки зерна, баранов, кур, яйца и масло. Ездили на повозке и пользовались узкоколейкой. Отца хорошо знали торговцы-евреи, его тянули за рукава в свои крамы, предлагали товары: "Яська, купи у меня, продам подешевле, если нет денег - то отдам на "вексель". С базара отец всегда привозил детям баранки, конфеты, селедку и ситницу (хлеб из ржаной и пшеничной муки с пряностями).

В первые годы Великой Отечественной войны (1941-1942 гг.) фашисты тоже пользовались узкоколейкой: они вывозили из Ивья товары и награбленное добро у евреев на станцию Гавья, а оттуда отправляли все в Германию. В сентябре 1942 г. партизаны подорвали паровоз у д. Дробыши, после чего движение было остановлено. 

После войны узкоколейку разобрали и перевезли на железнодорожную станцию Юратишки, где проложили ветку до д. Малая Чапунь для вывоза делового леса из Налибокской пущи на стройки в г. Минск.

А в 1950 г. узкоколейку перевезли в Лидский район на торфопредприятие "Докудовское", где построили торфобрикетный завод и пос.Первомайский. 

Теперь она, обновленная, действует на новой торфоразботке в Дайнове соседнего района. Такая судьба у узкоколейки ст. Гавья-Ивье. 

Воспоминания нашего земляка Леона Ивановича ЖИТКО подготовила к печати П. ПОДБЕРЕЗНАЯ.

Читайте ещё:



Оставить комментарий