ivyenews.by

Мнение. Размышления о происходящем и уроки прошлого

Главное

Антон Викентьевич Шидловский - отличник народного образования, педагог с 42-летним стажем. Награждался Грамотой Верховного Совета БССР, победитель социалистического соревнования Гродненской области. Его новаторские работы в области физической культуры отмечены золотой и двумя бронзовыми медалями  ВДНХ СССР. О новаторской педагогической работе Антона Викентьевича снят фильм, демонстрировавшийся по первой программе ЦТ. Награждался многими почетными грамотами.  Уйдя на пенсию, занимается виноградарством и садоводством.

- Мы хотим лучше жить и быть счастливыми. Счастье - это понятие настоящего времени, оно есть сейчас, а не потом. Немецкий граф Александр фон Шенбург, предки которого владели замками и землями, точно знает, что такое счастье. Книга " Искусство стильной бедности", которую он написал, произвела фурор в Европе. Автор утверждает: искать счастье стадными чувствами - не следует. Стремление ни в чем не отставать от других - один из главных врагов счастья. Не воспринимайте успех или неуспех только в соотношении с деньгами.

Из книги Александра фон Шенбурга: 

“К богатству ведут два пути: первый - работать на износ, мечтать о недоступных вещах, достичь их, поняв, что не в них счастье. Второй путь: изменить свои потребности. Дорогие новинки быстро выходят из моды. Не нужно позволять себя использовать. Всегда необходимо иметь чувство меры. Люди, у которых, кроме стремления к богатству, есть и другие ценности, -  любящая семья, дом, открытый для друзей и родных - гораздо счастливее”.

На происходящее в Беларуси я смотрю через призму прожитых лет, анализируя то, что происходило в других странах, а теперь происходит и у нас.

В любом государстве есть оппозиция. Она должна быть конструктивной, думать о будущем страны, о людях, живущих в стране, их интересах. Оппозиция должна положительно влиять на нашу жизнь, а не устраивать майданы, во время которых страдают ни в чем не повинные люди.  

Если оппозиция получает из-за границы деньги и гранты, - она  не имеет права на существование. Она нацелена на совершение разрушительных действий в пользу тех, кто платит. Заказчики имеют близкие и далекие цели, выводя людей на площади. Многие этого не понимают.

Я был на митингах оппозиции на городской площади, слушал ораторов. Один из выступающих сказал честно: "Наша цель - это вступление в НАТО, мы идем в Европу". Возможно, в настоящее время в Польше и других европейских странах лучше с экономикой, чем у нас, возможно, люди живут там богаче. Но ведь и мы этому способствуем: сколько их товаров продается на наших прилавках, сколько трудовых мигрантов из постсоветского пространства там трудится?! Никто не говорит, что экономические связи между странами - это плохо. В Беларуси работает 300 компаний с польским капиталом. Можете тоже попробовать: поезжайте в Польшу, открывайте свое дело и живите счастливо.

У организаторов белорусского протестного движения есть политический и экономический интересы. Занимаются координацией протестов люди далеко не бедствующие. Я слышу: "С жиру бесятся". То, что осложняется жизнь миллионов, - для единиц, рвущихся к власти, не существенно.

Торгуя на рынке, общаюсь с десятками людей. В пятницу все улочки города на прирыночной территории заняты машинами, после работы негде припарковать автомобиль в наших дворах. Это не говорит о нашей бедности и выживании. 

Если что-то надо поправить - нужно делать это разумно. "Мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем - тот станет всем" - этот принцип вызывает отторжение. 

Мне говорят: "Ради наших детей и внуков надо потерпеть еще лет двадцать. Зато потом заживем". Я уже терпел не один раз. Теперь мне придется терпеть в гробу.

Я имею возможность жить нормально, и мне не нужны революции, как и многим другим людям.

У меня тесть и родственники в Польше, они рассказывали, как происходили польские события. Накануне я и сам был в польских магазинах, где все было. Но вскоре, чтобы обострить недовольство, на полках остался один уксус.

Вот еще один из примеров. Когда  Валенса приходил к власти, вся Польша его поддерживала. В городке Гожув Великопольский протекает река Варта, через реку проходит высоковольтная линия. На правом высоком берегу на здании фермы стоит оратор, агитирует толпу. На веревочке ему подают еду и воду. Отключили электроэнергию, а он все произносит пламенные речи, собирая весь город. 

Валенса пришел к власти, стал создавать свою команду. Из тех, кто поддерживал его. А дела пошли плохо, наладить экономику быстро не получилось. 

Поляки сделали вывод: залезть на столб может каждый, а руководить государством нужно уметь. 

Сидя за столом с Вейславом, архитектором из Варшавы, спросил, как он относится к украинцам, приехавшим в Польшу на заработки. Тот сказал откровенно: "Украинцев мы не любим. Но нам нужна дешевая рабочая сила". 

На ивьевской площади один из выступающих говорил: пойдем по украинскому сценарию, проведем люстрацию в отношении тех, кто работает во властных структурах. Возникает вопрос: кто будет определять неугодных? Сегодняшние активисты? Но мы знаем их прошлое, их жизненный и трудовой путь. 

Уже сейчас раскол в обществе привел к потерям в экономике. Деление на наших и не наших, угодных и не угодных есть даже в семьях, среди людей, которые жили в мире и согласии. Искусственно создаются сложности с языком, делопроизводством, потерей вкладов, безработицей и закрытием производств - это тоже ведет к расколу в обществе. А чтобы снизить напряженность, будут придумывать схемы, отвлекающие людей, например, - противостояние между религиями.

На одном из митингов попытался порассуждать с одним из бывших учеников, а ныне уважаемым мною человеком. Но он сказал: "Прекратим эти разговоры, иначе поссоримся".

Почему-то никто из ораторов на митингах ни разу не сказал, каким будет будущее людей преклонного возраста, пенсионеров, инвалидов. 

В 90-е годы развалили СССР Горбачев и Ельцин, устроив спектакль с Форосом. 

Перед выборами Ельцина я возил в Сочи детей на оздоровление по чернобыльской программе, наблюдал за происходящим. Везде лозунги: "Ельцин, мы с Вами". Когда приехал через два года, было что сравнивать. Санатории не работали, распродавали мебель, простыни, телевизоры, чтобы хоть как-то поддержать свой персонал. Все бросились в торговлю. Покупная способность товара значительно уменьшилась, а на магазинчиках, витринах - объявления: "Продается, продается, продается…". Уже спустя два года на территории санатория им. Ленина появились двухэтажные коттеджи новых русских. Новые русские приехали отдыхать со своей обслугой, собаками, проститутками.  Стали миллионерами за короткое время, присвоив людское добро. И эти криминальные личности ввергли страну в рэкет и поборы.

Поехал за тещей на Украину, поезд “Киев-Полтава”. В вагоне - грязь, все сиденья изрезаны, свет периодически отключается, визг, кого-то обирают, кого-то бьют, но все остальные молчат. Деньги, которые теща отложила на старость, снять не позволили, переоформили на родственников, со временем они просто пропали. 

Все флагманы индустрии перестали работать, развалились.

Встретил своего бывшего ученика, ныне предпринимателя, бывающего в Украине, Прибалтике. Проезжает мимо завода, где работали тысячи людей, а он заброшен. Все вынесено на металлолом. Сейчас разбирают стены, вытаскивают арматуру.

"Как там в Латвии?" - спрашиваю. Первое, что было сделано - закрыто три сахарных завода. После распада страны сахарное производство осталось невостребованным, как и многие другие фабрики.  Тысячи рабочих мест ликвидировались. 

В Латвии было 1,5 млн. латышей, теперь осталось 500 тысяч. Я не слышал, чтобы в прибалтийских странах или Украине какое-то новое производство появилось за последние годы.

Прислушиваюсь на площади к разговору двух женщин. Обсуждают двоих молодых людей, которым за 20 лет: несколько лет те нигде не работают, живут за счет пенсий бабушек. И эти парни увлеченно рассказывают: "Мы - в Европу, там безработный получает столько, что можно не работать и нормально жить"…

В 90-е годы, когда получал 15 долларов зарплаты, вынужден был поехать в Польшу. В автобусе были врачи, учителя, директор школы. Приехали в один городок, на базарчике возле магазина все быстро распаковались, рекламируют свой товар, а я стоял на польском рынке с закрытой сумкой с чувством того, что не своим делом занимаюсь. Наторговал я тогда на польском рынке 40 долларов, купил джинсовую куртку, а остальные деньги привез домой. Скольких нервов стоило пересечение границы. Куртку, кстати, всего несколько раз надел - валяется теперь в гараже.

Не следует бросаться в омут с головой, хорошенько не подумав. Вообще, когда послушаешь, что творится везде, то, кажется, что мир сходит с ума. 

 Среди политиков стираются такие понятия, как совесть, справедливость, правда, а понятие “демократия” используется для разжигания конфликтов. Действуют по принципу: одно думаю, другое говорю, а третье делаю.

Что касается молодежи. Вы быстры на подъем и принятие решений - будьте осторожны. В политических комбинациях много подводных камней.

Молодой человек говорит, что он не смотрит БТ, а зря. Зомбируя себя односторонней информацией, веря, что только оттуда идет "правда", - все свое видит только в негативе, не замечая ничего хорошего.

Большинство из вас росло у родителей, как цветочки жизни. Не забывайте о тех, кто старался, чтобы вы стали хорошими людьми.

Давайте для начала все научимся мусор сортировать по контейнерам (даже в этом деле есть необучаемые). И уже на капельку заживем лучше.

Не бросать окурки на улице, бумажки от мороженого, бутылки, шелуху от семечек - и жить станет приятнее.

Как-то иду, стоят двое мужчин, курят, один другому говорит: "Вот я был в Арабских Эмиратах, там такая чистота. За брошенный окурок - 1000 долларов штрафа".

Прошел я метров 30, остановился, смотрю, куда окурки бросят. Докурили, плюнули, окурки бросили на дорогу. Хотя урна для мусора была совсем недалеко.

Не так все плохо в нашей жизни. Хватит накручивать себя негативом. Нервные клетки не восстанавливаются. Находите хорошее, улыбайтесь и радуйтесь жизни. Живем мы на этой земле только один раз.

А. ШИДЛОВСКИЙ.

Фото С. Зенкевича.

Читайте ещё:



Оставить комментарий