Язык:

Права и свободы человека рассматриваются как высшая ценность - юрист

Власть

Ко Дню Конституции Республики Беларусь. 

Конституция Беларуси была принята 15 марта 1994 года Верховным Советом Республики Беларусь и является первой в истории суверенной республики и пятой по счету Конституцией Беларуси (после Октябрьской революции 1917 года).
В 1996 году на республиканском референдуме Конституция была изложена в новой редакции.
Следующий республиканский референдум, на который был вынесен вопрос изменения Основного закона, состоялся 17 октября 2004 года.
Законом Республики Беларусь от 12 октября 2021 года. № 124-3 в Конституцию внесены изменения, касающиеся проведения выборов депутатов в единый день голосования.
27 февраля 2022 года состоялся очередной республиканский референдум по вопросу внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь. В результате подверглись корректировке преамбула и 85 статей, появилось 11 новых статей, исключены 2 статьи. Также Основной Закон дополнен новой главой (глава 31 "Всебелорусское народное собрание").
Конституция воплотила в себе исторический опыт становления белорусской государственности. Она основывается на неотъемлемом суверенном праве белорусского народа самостоятельно определять свою судьбу и быть полноправным субъектом мирового сообщества.                                                              
Конституция определяется как нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой.   Все современные конституции, по меньшей мере, закрепляют два важных аспекта, которые составляют предметы конституционного регулирования:

- провозглашение и гарантирование прав и свобод человека и гражданина; 

- организацию государственной власти, а часто и определение основы конституционного строя, форму государства (форму правления, государственного устройства и  т.п.).  

Под конституционным строем понимают общественный и государственный строй, имеющий следующие важнейшие признаки, а именно: 

- подчинение государства праву (причем не формально провозглашённому, а реально  воплощенному);

 - признание и гарантированность неотъемлемых прав человека; 

- существование такого правового статуса личности, который соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права (они содержатся в таких важнейших документах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и другое). 

Разделение властей, наличие противовесов как важнейшее сдерживающее начало против отхода власти к авторитаризму и тирании. 

Многообразие форм собственности и реальные возможности для существования и развития частной собственности как важнейшее условие проявления свободы и автономии личности. Политический плюрализм, то есть многообразие мнений, суждений и взглядов, возможность создания и деятельности политических партий, придерживающихся различных идеологических взглядов, кроме экстремистских. Наличие гражданского общества, то есть системы общественных институтов, действующих в государстве, но независимых от него и обеспечивающих проведение на практике частных интересов граждан, коллективов. То есть институты гражданского общества выступают в качестве конструктивного, а в соответствующих ситуациях и весьма жесткого оппонента власти. В содержательном аспекте конституционный строй — это такой государственный и общественный строй, который определен Конституцией и для которого в силу демократизма Конституции характерны указанные выше черты. Конституционный строй определяется всем конституционным законодательством страны. 

В Конституции Республики Беларусь основы конституционного строя нашли свое закрепление и состоят в следующем: человек, его права, свободы и гарантии их реализации признаются величайшей ценностью и целью общества и государства (статья 2). На конституционном уровне закреплено положение об ответственности государства перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. В свою очередь, гражданин ответственен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией (статья 2 Конституции Республики Беларусь). В связи с этим, существует взаимная ответственность государства и человека. Это может выражаться не только в закреплении прав и свобод человека и гражданина, но и в возложении на граждан определенных обязанностей перед другими гражданами, обществом и государством. 

Следует обратить внимание на то, что свой образ жизни определяет сам гражданин. Он решает, какую приобрести ему профессию, к чему стремиться, как строить свою личную жизнь и т.д. Государство обязано лишь создать условия для свободного и достойного развития личности, которыми вправе воспользоваться (но не обязательно) конкретный человек. Если он по объективным причинам не в состоянии наравне с другими лицами конкурировать на рынке труда, то государство путем предоставления дополнительных гарантий и преимуществ  стремиться сгладить эти проблемы. Необходим оптимальный баланс интересов человека и общества. В этих целях Конституция Республики Беларусь позволяет (статья 23) ограничивать права и свободы, когда это диктуется потребностями демократического государства. Никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону. 

Демократическим считается такое государство, в котором обеспечиваются: народовластие, политический плюрализм и принцип разделения властей; местное самоуправление. 

Одной из насущных проблем организации общества является установление такого соотношения интересов личности и государства, при котором, с одной стороны, обеспечиваются свобода и достоинство человека, его права, а с другой –  устанавливаются пределы государственной власти. Именно в условиях правового государства можно решить эту задачу. При этом, что в правовом государстве обеспечиваются свобода и достоинство человека как в отношениях его с государством, так и с другими людьми.  

В правовом государстве права и свободы человека рассматриваются как высшая ценность. На их обеспечение направлено действие ряда статей Конституции Республики Беларусь (статьи 2, 59 и др.), в том числе и тех, которые посвящены конкретным правам и свободам.  Опыт становления правового государства свидетельствует, что имеется много трудностей в деле обеспечения прав и свобод как на законодательном уровне, так и в процессе реализации принятых нормативных актов. Направить этот процесс в правовые рамки призваны государственные органы – Президент Республики Беларусь как Глава государства, Конституционный суд как орган, надзирающий за соблюдением законов, указов и декретов.   Господство права означает связанность государства и его органов правовыми нормами.  Принятым нормам должны подчиняться все органы, в том числе и те, которые их издали. Отличительным признаком правового государства является разделение властей. В статье 6 Конституции Республики Беларусь закреплено, что государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. 

Одной из основных характеристик социального государства является гарантированность каждому человеку достойного прожиточного минимума.   В Конституции Республики Беларусь прямо предусмотрено право каждого на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий (часть 2 статьи 21).

Достойное развитие личности возможно тогда, когда государство уделяет должное внимание таким важнейшим социально-экономическим правам, как право на труд, на образование, на охрану здоровья, на безопасный труд и т.п.. Для этого должна создаваться общедоступная и развитая система здравоохранения, предусматривающая оказание медицинской помощи всему населению, социальную защиту здоровья детей, матерей и лиц преклонного возраста, предотвращение загрязнения окружающей среды и т.д.

Таким образом, для социального государства характерен баланс интересов человека, общества и государства, в том числе возможность их обеспечения не только нормами права, но и другими социальными регуляторами.

Хотите читать актуальные новости Ивья и Ивьевского района первыми? Подписывайтесь на наш Телеграм-канал по ссылке https://t.me/ivyenews

Р. Рамашевский, заведующий ЮК Ивьевского района.

Читайте ещё:



Оставить комментарий

Ваше имя
Ваше сообщение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реклама

В какой соцсети вы проводите больше всего времени?

Предложить свою новость

Предложите нам свою новость.
Возможно, мы её опубликуем.

Заполните все поля, отмеченные символом *

Наши соцсети

Способы оплаты

PDF-рассылка

Уважаемые читатели газеты «Іўеўскі край»!

Вы можете подписаться на электронную версию нашей газеты, представленную в PDF-формате. Газета будет высылаться на указанный вами адрес электронной почты  по вторникам и пятницам накануне выхода в печать. Подписаться можно, начиная с любой даты. Будьте первыми в курсе свежих новостей Ивьевщины!

СТОИМОСТЬ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСКИ:

– на месяц – 3 руб.;
– на три месяца – 9 руб.; 
– на шесть месяцев – 18 руб.

Подробнее

Наши контакты

р/с № BY47BAPB30152768600140000000

ОАО "Белагропромбанк", г.Минск.
 Код BAPBBY2X,

УНН 500051130.

E-mail: pressa.ik@ivyenews.by

Тел/факс: (01595) 6-96-40

Наш адрес:
231337, Гродненская обл., г. Ивье,
ул. 1 Мая, 18

Ссылки


Ивьевский районный исполнительный комитет

 

 

Please publish modules in offcanvas position.