ivyenews.by

В основе новых кодексов - принципы гуманизации и либерализации. Обсуждаем обновленный КоАП с ВРИД начальника Ивьевского РОВД Вадимом Щурским

Власть

С 1 марта 2021 года вступил в силу кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Об изменениях законодательства, касающихся административной ответственности граждан и основаниях применения иных мер административного воздействия
сегодня мы беседуем с ВРИД начальника Ивьевского РОВД Вадимом Васильевичем Щурским.

- Вадим Васильевич, что является главной особенностью новых кодексов?
- Это, конечно же, закрепление приоритета профилактических мер воздействия перед наказанием. В этих целях в общей части КоАП устанавливаются принципиально новые правила наложения административных взысканий и освобождения от ответственности. Особенная часть КоАП переработана с целью исключения формальных, устаревших и не востребованных правоприменителем составов административных правонарушений, а также составов, по своей правовой природе относящихся к сферам гражданско-правовой или дисциплинарной ответственности. В частности, по этим критериям исключены порядка 110 статей об ответственности.
Одна из наиболее существенных новаций КоАП - институт профилактических мер воздействия на правонарушителя. Их ключевая особенность - отсутствие правовых последствий привлечения к административной ответственности. То есть, лицо, к которому применены профилактические меры воздействия, не будет считаться подвергавшимся административному взысканию.
К таким мерам относятся: устное замечание, письменное предостережение о недопустимости противоправного поведения и последствиях повторного совершения административного правонарушения; меры воспитательного воздействия, которые применяются в отношении несовершеннолетних. Этому вопросу посвящена самостоятельная глава, которая состоит из 6 статей.
Так, при освобождении несовершеннолетнего от административной ответственности в целях воспитания к нему могут применяться меры воспитательного воздействия (как одна, так и несколько), в зависимости от ситуации и личности несовершеннолетнего. При этом предусматривается возможность освобождения несовершеннолетнего от административной ответственности с применением предупреждения вне зависимости от категории совершенного правонарушения. И только когда все эти меры не дадут эффекта - несовершеннолетний будет подвергнут взысканию.

- Новый кодекс разделяет правонарушения на категории?
- Да. И эти категории зависят от степени общественной вредности и тяжести последствий. Все административные правонарушения разделены на три категории: административные проступки; значительные административные правонарушения; грубые административные правонарушения.
Проступками являются правонарушения, за которые налагается административный штраф. Значительными считаются административные правонарушения, за которые налагаются такие взыскания, как конфискация, депортация, либо штраф. Грубыми считаются правонарушения, за которые налагаются такие взыскания, как общественные работы, административный арест, лишение права заниматься определенной деятельностью, а также повторное совершение которых влечет уголовную ответственность.

При совершении впервые административного проступка вместо административного взыскания (как правило, штраф) лицо в обязательном порядке будет освобождаться от ответственности и только предупреждаться.

Предупреждение можно будет применить и по категории значительных аминистративных правонарушений, но в этом случае возможно и наложение административного взыскания. Решение о выборе меры воздействия будет приниматься с учетом конкретных обстоятельств произошедшего, наступивших вредных последствий, личности правонарушителя.
- Есть ли изменения и в статьях, касающихся нарушения Правил дорожного движения?
- Естественно. В целях обеспечения безопасности на дорогах предусмотрен ряд исключений из общего правила об освобождении от ответственности за впервые совершенный административный проступок. Законодатель выделил 17 наиболее серьезных и часто совершаемых административных проступков, за которые сразу может налагаться штраф. К примеру, это нарушение скоростного режима, проезд на красный свет, нарушение правил проезда перекрестков. В то же время за грубые правонарушения, связанные с хулиганством, хищениями, насильственными действиями и т.п., сохраняются жесткие меры реагирования вплоть до ареста.
Если сотрудник ГАИ останавливает водителя за проступок и выясняет, что он ранее не совершал ничего подобного, будет проведена только профилактическая беседа. Если в течение года водитель вновь совершит аналогичное правонарушение, то к нему уже будет применено взыскание в виде штрафа. Если нарушитель признает вину на месте, то применяется ускоренный административный процесс и штраф составит не более 0,5 базовой величины. В случае несогласия нарушителя на ускоренную процедуру процесс ведется по общим правилам и штраф может достигать 2 базовых величин.
В новом КоАП заложен дифференцированный подход. Годичный срок сохраняется только для лиц, совершивших грубое административное правонарушение.

Прежний КоАП предусматривал 10 видов административных взысканий. В новом кодексе их осталось 8. Из числа административных взысканий исключены: предупреждение и лишение специального права. Другими словами, новый КоАП предусматривает возможность освобождения лица, совершившего административный проступок, от административной ответственности.

Освобождение от административной ответственности возможно только в случае совершения таких категорий административных правонарушений, как административные проступки и значительные административные правонарушения. Освобождение от административной ответственности применяется при одновременном соблюдении следующих условий: признание факта совершения правонарушения; согласие на освобождение от административной ответственности; вынесение предупреждения; отсутствие административного взыскания в течение года до совершения правонарушения; неприменение ранее в течение года до совершения правонарушения освобождения от административной ответственности.

- Такой вид административного взыскания, как исправительные работы, заменен новым видом - общественные работы. Между ними есть существенная разница?
- Да. Первые отрабатывались по месту работы физлица, освобожденного от уголовной ответственности. Их сроки устанавливались от 1 до 2 месяцев. Вторые заключаются в выполнении бесплатных работ в свободное от основной работы, службы или учебы время, которые направлены на достижение общественно полезных целей.
Общественные работы устанавливаются на срок от 8 до 60 час. и выполняются не более 4 часов в день. При этом к общественным работам не могут быть привлечены: пенсионеры; несовершеннолетние; беременные и лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; инвалиды I и II группы; иностранцы и лица без гражданства, постоянно не проживающие в нашей стране; военнослужащие, сотрудники милиции и иные лица, указанные в ст. 4.5 нового КоАП.
В свою очередь, уклонение от выполнения общественных работ является административным правонарушением, которое наказывается штрафом от 2 до 20 БВ или административным арестом.
Новый вид административного взыскания вводится в санкции норм об ответственности только за грубые административные правонарушения в качестве альтернативы административному аресту.

- В последние десятилетие реализуется последовательная правовая политика в области административной ответственности субъектов хозяйствования…
- Да. И ее суть состоит в том, что за административные правонарушения в экономической сфере в первую очередь следует наказывать непосредственно виновных должностных лиц. Ответственность же организаций рассматривается как дополнительная. Она применяется в тех случаях, когда ответственность работника явно недостаточна в силу того, что нарушение приносит значительный вред интересам государства и общества, а также связана с получением субъектами хозяйствования существенных экономических преимуществ в результате незаконной деятельности.
Этот подход не только сохранен, но и получил дальнейшее развитие в новом законе и закреплен в качестве одного из базовых принципов административной ответственности. Существенно сужается субъектный состав административных правонарушений.
Обращаясь к цифрам, необходимо отметить, что в новом КоАП количество составов, предусматривающих ответственность юридического лица, сократилось в сравнении с действующим законом более чем на 15 %.
Значительная часть составов правонарушений в новом КоАП по сравнению с прежним подверглась корректировке, часть из них изложена по-новому, в 230 статьях административные санкции были уменьшены.
Вместе с тем, отдельные составы предусматривают ужесточение санкций. Например, за нарушение установленного порядка проведения массовых мероприятий по статье 23.34 КоАП ранее было предусмотрено взыскание в виде предупреждения, или штраф до 30 БВ, или административный арест. В новой редакции предусмотрен штраф до 100 БВ, или общественные работы, или административный арест. При этом за повторное совершение указанного правонарушения в течение года предусмотрены: штраф от 20 до 200 БВ или общественные работы, или административный арест (ранее - штраф от 20 до 50 БВ или административный арест).
Изменения в ПИКоАП не носят такого глобального характера, как в КоАП. В частности, в новом ПИКоАП изменен подход к перечню органов, которые уполномочены вести административный процесс. Их количество было значительно сокращено.
Так, из компетенции организаций ЖКХ передано органам милиции право на ведение административного процесса, связанного с нарушением правил пользования жилым помещением. Это нововведение обусловлено тем, что именно органы внутренних дел обладают достаточными полномочиями для доступа в ночное время в жилые помещения.

Теперь большинство административных правонарушений, относящихся к категориям административных проступков и значительных административных правонарушений, с согласия правонарушителя будут разрешаться в ускоренном порядке. Установлен упрощенный порядок разбирательства на месте совершения правонарушения при признании физическим лицом своей вины.

С целью сокращения излишнего документооборота урегулированы вопросы применения современных информационных технологий при ведении административного процесса.
В числе наиболее существенно изменяющих правовое регулирование норм - расширение перечня оснований для закрытого рассмотрения дела об административном правонарушении и мер обеспечения административного процесса.
Новые меры обеспечения административного процесса заключаются в возможности временного ограничения права на выезд из Республики Беларусь, на управление транспортными средствами, на охоту.

Беседовала В. ГУЛИДОВА.

Читайте ещё:



Оставить комментарий