Язык:

У каждой  агроусадьбы должна быть своя изюминка…

Спорт и туризм

Сельский туризм – относительно молодое, но весьма перспективное направление развития современного туризма. Начав формироваться треть столетия тому назад в Западной Европе, сегодня агротуризм постепенно завоевывает рынок Беларуси. По мнению экспертов, сельский туризм, как особенный вид туризма, дает возможность сельским жителям самореализоваться и начать свой интересный бизнес. Этим самым внести существенный вклад в экономическое развитие региона, став источником дополнительного дохода для производителей аграрной сферы страны.
В мире наблюдается поворот от массового туризма к более содержательным видам путешествий. На смену трем S (sun, sea, sand) — солнце, море, песок приходят три L (landscape, lore, leisure) — пейзаж, традиции, досуг. И здесь Беларуси есть что предложить – лирические, часто пасторальные пейзажи, уникальные национальные парки (Беловежская пуща, Браславские озера, Припятский, Нарочанский и т. д.), традиционные ремесла и промыслы, экологически чистые продукты и, главное, гостеприимство и щедрость белорусской души. Следует отметить, что в сферу агроэкотуризма вовлекается все большее число людей: народных мастеров, хранителей обрядов и традиций.

По данным  республиканского общественного объединения «Отдых в деревне», на сегодняшний день в Беларуси насчитывается 1881 действующая агроусадьба, которые посетили 272 тыс. туристов за прошедший год.

По данным Гродненского областного управления спорта и туризма,  количество агроусадеб в области за 2013 г. составило 246 (в 2012 г. – 229), количество туристов, отдохнувших в агроусадьбах, -55,5 тыс. чел. (в 2012-36,8 тыс.), сумма оказанных услуг составила 9,0 млрд. руб. (в 2012 г.-5,6 млрд. руб.).

Заметную поддержку  развитию сельского туризма на территории Гродненской и Брестской областей оказывает  проект USAID“Местное предпринимательство и экономическое развитие”, реализуемый Программой развития ООН. Сегодня на страницах газеты об этом рассказывает тематический координатор проекта по Гродненской области Александр Шухно.

У каждой  агроусадьбы  должна быть своя изюминка…

– Открытие проекта в Гродненской области состоялось 4 октября 2013 г. За это время реализован ряд мероприятий, содействующих развитию и популяризации сельского туризма, укреплению государственно-частного партнерства в этой сфере. С участием экспертов проекта разработаны стратегии развития экотуризма для 10 туристических дестинаций Гродненской области, охватывающих 12 из 17 районов. Следует отметить, что в их разработке самое активное участие принимали инициативные группы дестинаций, в которые вошли представители местных органов власти, частного бизнеса, общественных организаций. Созданные документы содержат практические  рекомендации по повышению туристской привлекательности регионов. Большое значение проект уделяет образовательной компоненте. Уже более 300 представителей из Гродненской области прошли обучение на различных тренингах, семинарах, организованных проектом по темам, связанным с экотуризмом, более 40 – участвовали в зарубежных поездках (Литва, Польша, Германия, Эстония) по обмену опытом в данной сфере.

Один из центральных пунктов  проекта – Грантовая программа. Ее бюджет составляет  550 тыс. долл. США, т.е., такая сумма будет выделена донором непосредственно на реализацию инициатив  в  сельском туризме. Деньги выделяются исключительно на конкурсной основе, решение принимается Координационным советом проекта, куда входят представители USAID (донор проекта), ПРООН, Министерство спорта и туризма Республики Беларусь, представители ведомств-партнеров.

Уже запущена инфор-мационно-образова-тельная компания “Простыя рэчы» ОО “Отдых в деревне”, направленная на информирование о пользе и выгодах агроэкотуризма, две инициативы общественных объединений “Белорусское географическое общество” (создание интерактивных карт с агроусадьбами) и “Гильдия маркетологов”(создание единого календаря по агрегированию туристских событий).

Состоялся конкурс мини-грантовой программы. В Гродненской области поддержку получат 18 инициатив, с выделением  до 270 тыс. долл. США.

Расскажите, пожалуйста, какие критерии брались во внимание при подведении итогов конкурса местных инициатив?

–  Это внедрение инноваций в сфере агроэкотуристских услуг; создание нового или развитие существующего турпродукта; повышение потенциала специалистов в области гостеприимства и конкурентоспособности туристской индустрии; развитие сектора агроэкотуристских услуг, ориентированного на туристов с ограниченными возможностями.

В итоге, какие проекты привлекли внимание экспертного совета?

– В Гродненском районе получат поддержку проекты, направленные на создание новых туристических маршрутов экотуристических троп и рекреационных площадок для людей с ограниченными возможностями.  В агроусадьбе «Осники» планируется развивать иппотерапию, планируется создание инфраструктуры, доступной для людей с ограниченными возможностями. Подобный проект будет реализован и на базе фольварка «У рыся» Свислочского района. Среди победивших проектов – инициатива КФХ «Верес» по созданию Школы будущего фермера, летнего лагеря для детей фермеров и развитие агроэкотуризма на базе действующих фермерских хозяйств Зельвенского района, инициатива ОО «Усадьбы Гродненщины» по созданию Школы этноэкологических праздников (Гродненский район), развитие агроусадьбы «Витта» для активного отдыха (Сморгонский район), создание уникального музея в виде действующей водяной мельницы в Слонимском районе. Будут профинансированы также проекты по расширению спектра анимационных услуг и развитию материально-технической базы анимационных групп в Лидском и Вороновском районах, по созданию эколого-биологического парка и демонстрационной площадки для экологических экскурсий в Гродненском районе, проект по восстановлению и сохранению материального и нематериального наследия усадебно-паркового комплекса «У пана Тадеуша» в Новогрудском районе, создание единого туристического продукта в долине реки Ясельда в Брестской области.

Сегодня, как стало понятно, только комфортными условиями проживания и красивой природой туриста не привлечешь. Нужна своя, скажем так, изюминка

– На мой взгляд, понятие хорошего отдыха связано с получением, в первую очередь, новых впечатлений и положительных эмоций. Чем может привлечь туриста владелец  белорусской агроусадьбы? Из множества вариантов здесь главное — найти тот, который будет чем-то отличаться от других предложений, станет визитной карточкой агроусадьбы. По сути своей, сельская усадьба – это выражение личности хозяина.  И не всегда реализация своей изюминки требует  вложения больших денег.

Приведу пример, рассказанный экспертом на одном из мероприятий проекта. В Скандинавии пользуется спросом такая туристическая услуга, как слушания воя волка. Группа туристов ночует в лесу, в жилище, напоминающем землянку, для того чтобы услышать настоящий вой волка. И такой ночлег, подчеркну, с отсутствием удобств, стоит ни много  ни мало –  более 60 евро для одного человека.

Важной составляющей  успеха сельской агроусадьбы является грамотная рекламная кампания. К сожалению, многие сельские бизнесмены не владеют достаточным количеством знаний, чтобы ее осуществить. Поэтому для владельцев агроусадеб и представителей экотуризма проводится целый ряд обучающих семинаров. В апреле – мае  2014 г.  в 9-ти районных центрах области пройдут семинары по использованию компьютерных и интернет-технологий в сфере агроэкотуризма. В мае-июне 2014 г. в Гродно и Лиде пройдут тематические тренинги по развитию бизнеса в сфере экотуризма и гостеприимства. Участие  – бесплатное. Пользуясь случаем, приглашаю на тренинги.

 Для владельцев агроусадеб и представителей туристического бизнеса в этом году будут организованы четыре поездки за границу с целью знакомства с передовым опытом ведения сельского бизнеса. 

Сегодня много говорят о кластерной модели развития агроэкотуризма (кластер –  объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами). Есть ли успешный пример кластера в Беларуси?

– Да, в этом плане можно отметить Воложинский район, где уже успешно работает самообразовавшийся кластер. Как это произошло? Я присутствовал на одном из семинаров, который был проведен представителями агротуризма Воложинского района. Они рассказали об истории создания кластера. Во-первых, там оказалось очень много интересных людей, которые не конкурировали между собой, а дополняли друг друга. Их усилиями был создан комплексный туристический продукт, который удовлетворяет различным запросам туристов. Например, туристы приезжают в усадьбу «Ганка». Когда базовые потребности в отдыхе удовлетворены, туристам хочется чего-то нового и интересного – и они отправляются к Василию Фролову в «Мир пчел», на великолепную 4-часовую программу, с уникальными сувенирами, оберегами. Также у туристов есть возможность отправиться в усадьбу «Мартинова Гусь», послушать старинную музыку на старинных инструментах, или  в Ивенец - в музей, покататься в карете или пройти процедуры в близлежащем санатории. В настоящий момент поток туристов возрос, а в результате заметно улучшение экономической составляющей деятельности. В Гродненской области при помощи проекта также создаются предпосылки для кластерной модели оказания экотуристических услуг.

Спасибо за интервью!

Беседовала И. БУТУРЛЯ.

 

Агроусадьбы у нас в районе

По сведениям отдела образования, спорта и туризма Ивьевского райисполкома, в нашем районе зарегистрировано 10 агроусадеб. На постоянной основе действуют три агроусадьбы: «Над Гавьей» (д. Залейки, хозяйка Л. Марцинович ); агроусадьба «Каля Немана» (д. Морино, хозяин А. Тоцкойнов); агроусадьба «Сонтаки» (д. Сонтаки, хозяйка  Л. Авдевич).

С апреля 2011 года в д. Барово действует Клуб народного быта, промыслов и досуга.

На территории района зарегистрировано и осуществляет свою деятельность ЧУП «Сябрыньские озера». Предприятие оказывает услуги по рыбной ловле и отдыху туристов.

Функционируют охотничий домик ГЛХУ «Ивьевский лесхоз» (д. Песевичи), охотничий комплекс (д. Николаево), оказывающие услуги по охоте и отдыху.

За 2013 год принято более 3000 туристов, в том числе 150 иностранных.

У каждой  агроусадьбы  должна быть своя изюминка…У каждой  агроусадьбы  должна быть своя изюминка…

Читайте ещё:



Оставить комментарий

Ваше имя
Ваше сообщение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реклама

В какой соцсети вы проводите больше всего времени?

Предложить свою новость

Предложите нам свою новость.
Возможно, мы её опубликуем.

Заполните все поля, отмеченные символом *

Наши соцсети

Способы оплаты

PDF-рассылка

Уважаемые читатели газеты «Іўеўскі край»!

Вы можете подписаться на электронную версию нашей газеты, представленную в PDF-формате. Газета будет высылаться на указанный вами адрес электронной почты  по вторникам и пятницам накануне выхода в печать. Подписаться можно, начиная с любой даты. Будьте первыми в курсе свежих новостей Ивьевщины!

СТОИМОСТЬ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСКИ:

– на месяц – 3 руб.;
– на три месяца – 9 руб.; 
– на шесть месяцев – 18 руб.

Подробнее

Наши контакты

р/с № BY47BAPB30152768600140000000

ОАО "Белагропромбанк", г.Минск.
 Код BAPBBY2X,

УНН 500051130.

E-mail: pressa.ik@ivyenews.by

Тел/факс: (01595) 6-96-40

Наш адрес:
231337, Гродненская обл., г. Ивье,
ул. 1 Мая, 18

Ссылки


Ивьевский районный исполнительный комитет

 

 

Please publish modules in offcanvas position.