Язык:

Купили некачественный товар. Что делать?

Экономика

Каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с проблемой, когда приобретенный товар не соответствует заявленному качеству, а продавец отказывается возвращать деньги, перекладывая ответственность за неисправность на производителя или покупателя. К сожалению, не все жители обладают необходимыми юридическими знаниями и зачастую не могут сориентироваться в многочисленных статьях специальных законов. Таких ситуаций, в которых грубым образом нарушаются права граждан, множество. Именно поэтому каждому потребителю необходимо знать алгоритм действий на случай, если куплен некачественный товар.

В подобном ситуации вы в праве предъявить претензию по качеству товара не только продавцу, но и изготовителю или поставщику, сведения о которых можно найти в маркировке товара. Возникшую претензию лучше всего зафиксировать: сделайте запись в книге замечаний и предложений продавца, четко сформулировав свои требования.
Каждый потребитель в соответствии со статей 20 Закона Республики Беларусь "О защите прав потребителей” вправе потребовать замену товара на качественную продукцию, соразмерного уменьшения уплаченной стоимости и возврата уплаченной стоимости. При этом продавец не вправе отказать в удовлетворении требований, даже если товар использован частично, упаковка вскрыта или повреждена.
Кроме этого рекомендуется обратиться в Центр гигиены и эпидемиологии города (района), а также, при необходимости, в территориальный орган Государственного комитета по стандартизации для обеспечения оперативной проверки. Но помните, что товар, приобретенный и находящийся на хранении у потребителя, как правило, исследованию не подлежит, вне зависимости от продолжительности срока хранения.
Важно знать!
При обращении в надзорные органы с претензией на качество пищевых продуктов необходимо указать: наименование и адрес торгового объекта (где приобретен товар), дату покупки; изготовителя, наименование товара, сорт, массу нетто или объем в потребительской таре, дату изготовления и упаковывания и другие отличительные признаки товара в целях правильного отбора проб для проведения проверки качества пищевых продуктов в соответствии с требованиями нормативных документов.
В законодательстве Республики Беларусь существуют основные нормативные акты, которые регулируют отношения потребителя (покупателя) и продавца в сфере продажи товаров. Среди них - Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З "О защите прав потребителей"; постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 января 2009 г. № 26 "О некоторых вопросах защиты прав потребителей"; Указ Президента Республики Беларусь от 05.12.2014 № 567 "О дополнительных мерах по защите прав потребителей".
Этими актами устанавливаются права потребителей, обязанности продавца (изготовитель, импортер), определяется механизм реализации прав потребителя, их защиты. Продавец, изготовитель, импортер (далее - продавец) обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору. Алгоритм действий покупателя в различных ситуациях не одинаков и определяется конкретными обстоятельствами. Но существуют и общие положения.

Юридический аспект

  1. Внимательно знакомьтесь с информацией о товаре (технический паспорт, инструкция по эксплуатации, этикетка, ярлык и т.д.). Информация о товаре должна быть полной и достоверной, на русском и (или) белорусском языках. При приобретении товара вы имеете право на ознакомление с документами продавца, подтверждающими его наименование и право на занятие деятельностью. У лица, которое непосредственно подписывает договор от имени продавца, также желательно попросить документы, подтверждающие его полномочия, и проследить, чтобы сведения о нем были внесены в договор.
  2.  Всегда берите чек или иной документ, подтверждающий факт приобретения товара.
    Все без исключения продавцы должны выдавать эти документы (и предприниматели на рынках в том числе). Предъявить претензию по некачественному товару вы можете и без такого документа при наличии иных доказательств (например, при наличии сведений о продавце на упаковке товара, в гарантийном талоне, расписке, наличие идентификационных знаков). При отсутствии доказательств приобретения товара у конкретного продавца, последний может оспорить факт приобретения у него этого товара.
  3.  Качественный непродовольственный товар можно обменять или вернуть в течение 14 дней с момента покупки, если вы обнаружили, что он вам не подходит.
    Данные требования подлежат удовлетворению, если товар не был в употреблении; сохранены его потребительские свойства; имеются доказательства приобретения его у данного продавца.
    Обратите внимание, что есть перечень качественных непродовольственных товаров, не подлежащих обмену и возврату (утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2002 г. № 778). Например, не подлежат обмену и возврату бижутерия, мебельные гарнитуры и наборы, парфюмерно-косметические товары, белье и т.п. Не подлежат обмену и возврату качественные продовольственные товары. Требование потребителя о возврате денежных средств за качественный товар подлежит удовлетворению продавцом незамедлительно, максимальный срок - 7 дней. За нарушение данного срока продавец уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 1% цены товара, установленной на день реализации товара.
    Экспертиза должна быть проведена независимыми специалистами, имеющими разрешение на проведение такого рода исследований. Ее стоимость оплачивается продавцом. Если в результате экспертизы качества продукции установлена вина потребителя, последний обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на транспортировку товара.
  4. Если вы приобрели некачественный товар, то вправе потребовать по своему выбору: замену товара на качественный, безвозмездный ремонт, уменьшение покупной цены, возврат денег.
  5.  Если в установленные законодательством о защите прав потребителей сроки продавец (изготовитель, поставщик, представитель, ремонтная организация) не ответил или не удовлетворил ваше требование - обращайтесь в государственный орган по защите прав потребителей, общественную организацию потребителей либо суд.
  6. Государственные органы по защите прав потребителей: уполномоченные по защите прав потребителей местных исполнительных и распорядительных органов; Министерство здравоохранения Республики Беларусь (ГУ "Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья" (территориальные органы); Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь (территориальные органы); Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь; Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь - уполномоченный государственный орган, регулирующий сферу защиты прав потребителей.

Подготовила А. ШИМКО.

 

Читайте ещё:



Оставить комментарий

Ваше имя
Ваше сообщение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реклама

В какой соцсети вы проводите больше всего времени?

Предложить свою новость

Предложите нам свою новость.
Возможно, мы её опубликуем.

Заполните все поля, отмеченные символом *

Наши соцсети

Способы оплаты

PDF-рассылка

Уважаемые читатели газеты «Іўеўскі край»!

Вы можете подписаться на электронную версию нашей газеты, представленную в PDF-формате. Газета будет высылаться на указанный вами адрес электронной почты  по вторникам и пятницам накануне выхода в печать. Подписаться можно, начиная с любой даты. Будьте первыми в курсе свежих новостей Ивьевщины!

СТОИМОСТЬ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСКИ:

– на месяц – 3 руб.;
– на три месяца – 9 руб.; 
– на шесть месяцев – 18 руб.

Подробнее

Наши контакты

р/с № BY47BAPB30152768600140000000

ОАО "Белагропромбанк", г.Минск.
 Код BAPBBY2X,

УНН 500051130.

E-mail: pressa.ik@ivyenews.by

Тел/факс: (01595) 6-96-40

Наш адрес:
231337, Гродненская обл., г. Ивье,
ул. 1 Мая, 18

Ссылки


Ивьевский районный исполнительный комитет

 

 

Please publish modules in offcanvas position.