Незабываемая встреча
Заведующая отделом ремесел и традиционной культуры Ивьевского центра культуры и досуга Ирина Смирнова — человек редкого обаяния, поэтому совершенно неудивительно, что прикладное народное ремесло она превратила в утонченное воздушное творчество. Благодаря ее фантазии и любви к прекрасному «дедушкины» традиции обретают новое, современное измерение.
Изо дня в день Ирине Смирновой удается совмещать множество разных амплуа: руководить клубом районных мастеров «Скарбнiца», детским любительским отделением «Крынiчка», играть главные роли в народном театре «Зеленый фургон». С февраля 2020-го вместе с мастерами по соломоплетению Ивьевщины является носителем нематериального проявления творчества человека, имеющего статус историко-культурной ценности, — «Белорусские художественные практики соломоплетения». Ее работы давно знают участники и гости «Славянского базара», праздника в Александрии, республиканской выставки-ярмарки «Казюки», Республиканского фестиваля национальных культур и многих других брендовых мероприятий.
— Не могу не упомянуть визит к нам Главы государства в 2019 году, — вспоминает мастер. — Президент живо интересовался всем, задавал вопросы. Такие встречи не забываются! Не представляю, в какой другой стране мира уделяется столько внимания сохранению традиций. Это дорогого стоит, ведь, по большому счету, занимаюсь своим любимым делом, без которого не могу жить.
Дед Фэлька
— Только недавно вдруг осознала, что шла к этому увлечению всю свою жизнь, — приводит факты из личной биографии собеседница. — Вспомнила, как в далеком детстве соломкой занимался родной брат бабули по отцовской линии Филипп Иосифович. Все звали его дед Фэлька. Когда стояла жаркая погода и нужно было пасти коров, все шли к нему, чтобы он сплел шляпы. А мы с братом сидели и смотрели, как он ловко делает из простой зубатки самые разные, как раньше говорили, «брыли». Заказов поступало много, и он порой не успевал к утру сделать все.
В те времена это совершенно обыденное дело: соломоплетение зародилось на наших землях одновременно с земледелием. Солома утепляла, обувала и даже кормила: в голодные годы ее добавляли в хлеб.
— Сама я левша, правой рукой не могу даже ровный круг очертить, но, когда беру краешками пальцев солому, все получается как-то само собой, — делится Ирина Регинальдовна. — Могу с закрытыми глазами крутить. Первым делом необходимо сделать из четырех соломин плетенку — «зубатку», которая в итоге может превратиться во что угодно.
Самую коротенькую можно использовать для книжной закладки, чуть длиннее — вот уже готовый веночек, к которому можно прикрепить украшения. На простейшую шляпку может уйти несколько метров плетенки.
— Самое трудоемкое в процессе создания любого изделия из соломки — это заготовка материала. Главное — не пропустить момент, когда в июле поспеет рожь. А до этого ее надо качественно вырастить, все время следить, чтобы не росли сорняки. Важно также правильно скосить или сжать серпом.
— Сам процесс соломоплетения тоже достаточно трудоемкий, требующий огромного терпения и любви, — рассказывает Ирина Смирнова. — И обязательно должно быть вдохновение, без него ничего не получится. Вот эту лошадь делала почти два месяца в свободное от работы время. Каждую деталь надо откипятить, отбелить, отутюжить... Соломенная пластика — очень тяжелый труд, практически все приходится делать на полувытянутых руках. Попробуйте так просто посидеть хотя бы полчаса!
Практика показывает, что из соломки можно сплести все, что угодно: не только декоративных куколок, животных и цветы, но и разного объема емкости, рамки для фото, даже предметы мебели. Однако своей визитной карточкой Ирина Смирнова считает соломенные цветы в традиционных белорусских «капялюшах».