ivyenews.by

Баянист с улицы Заречной. Николай Бакунович о значимости творчества в своей жизни

О людях...
Николай Иванович Бакунович - самоучка, освоивший несколько музыкальных инструментов. 

В музыкальную школу ходил только месяц, бросил ее из-за отсутствия музыкального инструмента.
На баяне начал играть с 8 класса.
Начальную музыкальную грамоту постигал на гармошке, котрую подарил дядя Александр Владимирович Олесюк.
Альбин Бутурля, у которого имелся подобный инструмент, был первым наставником, привил любовь к песне, которая сохранилась на всю жизнь.
Лет с шестнадцати Николай начал переходить с гармони на баян.
В классе девятом появилось нечто похожее на инструмент, - "три четверти баяна" с двумя октавами.
На слух подбирал любимые мелодии.
Азами ликбеза стал самоучитель игры на баяне, затертый до дыр.
Первые публичные выступления пришлись на школу, различные общешкольные мероприятия.

Закончив 10 классов школы, Николай выбрал рабочую профессию: поступил в училище химиков, получил специальность аппаратчика химических процессов.
Все предметы как в школе, так и в училище давались легко, училище закончил с отличием. Затем было шесть лет учебы на вечернем отделении в Могилевском институте технологии химических волокон. Параллельно работал на заводе "Лавсан", крупнейшем предприятии отрасли, втором в мире по объемам выпускаемой продукции. Нитки делали, которые расходились по всему миру. 20 000 человек трудилось тогда на "Лавсане".

В химической промышленности парень с ивьевской Заречной улицы проработал 13 с половиной лет. Работа на вредном производстве дало право на льготную пенсию.
Армию отслужил с 70-го по 72-й год, настроился в подводники, но "купцы" не приехали, и Николая направили в химические войска, по специальности.
И в системе гражданской обороны в последующем пришлось вспоминать и применять те знания. ГО была поставлена в СССР на очень высокий уровень.
После "Лавсана" появилась возможность уехать на дальний Восток - родным домом стали Чукотка, Анадырь с жуткими зимними холодами и жарким летом. Экстремальный этап жизни продлился с 85 по 92 год. Местный работодатель при приеме Николая Ивановича на работу сказал, что ему не нужны “химики”, но не пожалел позже, что взял его.
Работать пришлось в "пожарке", грузчиком, был и старателем на золотых приисках. Поселок от Анадыря в 100 километрах, только "вертушкой" и можно было добраться. Работали по 12 часов в сутки.
Послали на курсы на Колыму, в поселок Ягодное. Колымскую трассу познал в морозные минус 51. Триста метров ходьбы до столовой становились испытанием. На Колымской трассе как-то автобус сломался, подобрал дальнобойщик. В беде там не бросают, братство: "Садись, земляк"…

Николай Иванович заработал на машину, но деньги были на срочном вкладе, из-за инфляции "сгорели". И страна под названием СССР тоже ушла в небытие…
В 93-м году вернулся домой, в родное Ивье. Все свои трудовые годы было не до музыки, только во сне видел кнопки музыкальных инструментов, баяна. И первой мыслью было - купить баян. Времена были дефицитные после развала СССР.
Сделал заказ своему родственнику пройтись по магазинам с музыкальными инструментами. Задача оказалась непростой. Нашелся похожий в комиссионке. Поехали вместе смотреть вожделенный инструмент. Взял в руки - красный, пахнет краской, почти новый, не разработан. "Орфей", российского производства. И этот баян уже более 20 лет с Николаем Ивановичем.
С 93 года стал восстанавливать музыкальную память, навыки игры. Параллельно приходилось работать. И снова - с уклоном в химию. В моринском "Риалпо" с 1993 по 2007 год был заместителем начальника цеха, затем начальником производства.
И на музыку стало значительно больше времени. Потихоньку восстановил мастерство игры на баяне, приобрели прежнюю гибкость пальцы, окреп голос. Создать свой репертуар помогли аудиокассеты.
Стал участвовать в концертах, петь в хоре ветеранов. Последние годы баян Бакуновича - "первая скрипка" в отделении для пожилых людей Ивьевского территориального центра социального обслуживания населения.

В хоре Николай Иванович два года. Ездили на многие концерты. В марте, вроде, столица ждет. Защищали статус народного. Руководит хором Леонид Журко, настоящий профессионал, песню раскладывает на три голоса, выделяя каждому партию.
Приоритет - мелодичным, со смыслом песням. Любит Николай Иванович народные песни, в почете Шуфутинский, Добрынин, Валерий Семин, Зыкина, Кадышева, Воронец.
Держал и гитару в руках - как семиструнную, так и шестиструнную. Кое-что может сыграть вполне мастерски.
У Николая Ивановича - два сына: старший, от первого брака, работает в силовых структурах. Супруга Ирина Владимировна известная в Ивье массажистка, работала в данной профессии в ЦРБ. Их сын - водитель в крупной частной фирме в Минске, занимающейся строительством.
В шестидесятые звучала зажигательная мелодия от Бакуновича на Заречной в Ивье. Специальная площадка во дворе для празднеств, и гармонист всегда был первым парнем. Как терпели хозяева ближних домов “ночные коленца”, переливы мелодий, не гоняли - сейчас не может понять?!
Ирина Владимировна и Николай Иванович Бакуновичи - активные волонтеры ОДПП ТЦСОН. Он - руководитель вокальной группы "Жнеюшки" отделения для пожилых, она - выпечку готовит, овощи-фрукты передает для торжеств отделения, оба - активисты добрых дел.
Как сказала М.Н. Васюкевич, глава отделения, с приходом этой замечательной пары с Заречной улицы в отделении все заиграло и запело. Стало более душевным и профессиональным. Бакуновичам искренне благодарны за волонтерство, за понимание пожилых людей, за их мудрость. За создаваемое состояние праздника.

Музыка - это духовное. В ней - характер белоруса. Народная песня делает нас чище, добрее, пробуждает силы.

В. ПОБОЛЬ.
Фото С. ЗЕНКЕВИЧА.

Читайте ещё:



Оставить комментарий