ivyenews.by

На защите веры и Отечества

Культура и творчество

Сегодня в нашем выпуске мы решили рассказать вам о казачестве. Решение пришло не само по себе. На 20-летнем юбилее храма святого мученика младенца  Гавриила Белостокского, который проходил в мае текущего года, внимание всех привлекла группа людей - одетые по православному женщины и мужчины в черкесках, кубанках, с казацкими кинжалами за поясом. Наши гости - две казацкие семьи - приехали из Краснодарского края Черноморского округа, из села Архипо-Осиповки. Станица названа по имени казака Осипа Архипова, отдавшего жизнь за царя и Отечество во время кавказской войны.

 

Российское законодательство до 1917 рассматривало казачество как особое воинское сословие, имевшее привилегии за несение обязательной службы. Общественная организация, быт, культура, идеология, фольклор казачества всегда заметно отличались от порядков, заведенных в других областях России. Казачество зародилось в 14 веке на степных незаселенных просторах между Московской Русью, Литвой, Польшей и татарскими ханствами. Его формирование, начавшееся после распада Золотой Орды, проходило в постоянной борьбе с многочисленными врагами вдали от развитых культурных центров. О первых страницах казачьей истории не сохранилось достоверных письменных источников. Истоки происхождения казачества многие исследователи пытались обнаружить в национальных корнях предков казаков среди самых разных народов (скифов, половцев, хазар, алан, киргизов, татар, горских черкесов, касогов, бродников, черных клобуков, торков и др.) или рассматривали оригинальную казачью воинскую общность как результат генетических связей нескольких племен с пришедшими в Причерноморье славянами, причем отсчет этого процесса велся с начала новой эры. Другие историки, напротив, доказывали русскость казачества, делая упор на постоянность нахождения славян в областях, ставших колыбелью казачества. В русском языке слово казак, впервые упомянутое в русских летописях 1444 года, первоначально означало бездомных и вольных воинов, поступавших на службу с выполнением военных обязательств.

В формировании казачества участвовали представители самых разных народностей, но преобладали славяне. Среди и тех и других можно выделить вольных и служилых казаков. На Украине вольное казачество было представлено Запорожской Сечью (просуществовало до 1775), а служилое - "реестровыми" казаками, получавшими жалованье за службу в Польско-Литовском государстве. Русские служилые казаки (городовые, полковые и сторожевые) использовались для защиты засечных черт и городов, получая за это жалование и земли в пожизненное владение. Хотя они приравнивались "к служилым людям по прибору" (стрельцы, пушкари), но в отличие от них имели станичную организацию и выборную систему военного управления. В таком виде они просуществовали до начала 18 века. Первая община русских вольных казаков возникла на Дону, а затем на реках Яик, Терек и Волга. В отличие от служилого казачества центрами возникновения вольного казачества стали побережья крупных рек (Днепра, Дона, Яика, Терека) и степные просторы, что накладывало заметный отпечаток на казачество и определяло их жизненный уклад.

Казачество на протяжении веков являлось универсальным родом вооруженных сил. Про казаков говорили, что они рождались в седле. Во все времена они считались великолепными наездниками, не знавшими себе равных в искусстве джигитовки. Военные специалисты оценивали казачью конницу как лучшую в мире легкую кавалерию. Воинская слава казачества укрепилась на полях сражений в Северную и Семилетнюю войны, во время Итальянского и Швейцарского походов А. В. Суворова 1799. Особенно отличились казачьи полки в наполеоновскую эпоху. Возглавляемые легендарным атаманом М. И. Платовым иррегулярное воинство стало одним из главных виновников гибели наполеоновской армии в России в кампании 1812, а после заграничных походов русской армии, по словам генерала А. П. Ермолова, "казаки стали удивлением Европы". Без казачьих сабель не обошлась ни одна русско-турецкая война 18-19 веков, они участвовали в покорении Кавказа, завоевании Средней Азии, освоении Сибири и Дальнего Востока. "Для того казак родится, чтоб царю на службе пригодиться" - гласит старинная казачья поговорка. Его служба по закону продолжалась 20 лет, начиная с 18-летнего возраста: 3 года в подготовительном разряде, 4 - на действительной службе, 8 лет на льготе и 5 - в запасе. На службу каждый являлся со своим обмундированием, снаряжением, холодным оружием и верховой лошадью.

В конце 19 века в недрах царской администрации обсуждались проекты ликвидации казачества. Накануне Первой мировой войны в России насчитывалось 11 казачьих войск. На полях сражений Первой мировой войны принимало участие более 300 тыс. казаков. Казаки как значительная военная и социальная сила участвовали в Гражданской войне. Боевой опыт и профессиональная воинская подготовка казаков вновь была использована при решении острых внутренних социальных конфликтов. Декретом ВЦИК и СНК от 17 ноября 1917 формально казачество как сословие и казачьи формирования были упразднены. В Гражданскую войну казачьи территории стали основными базами Белого движения (особенно Дон, Кубань, Терек, Урал). Весьма осторожное отношение властей к казачеству привело к забвению его истории и культуры.

В 1988-1989 годах  возникло историко-культурное движение за возрождение казачества. К 1990 году движение, выйдя за культурно-этнографические рамки, стало политизироваться. Началось интенсивное создание казачьих организаций и союзов. Дальнейшему росту казачьего движения способствовали постановление Верховного Совета РФ "О реабилитации казачества" от 16 июня 1992 и ряд законов. При Президенте России было создано Главное управление казачьих войск, ряд мероприятий по созданию регулярных казачьих частей предприняли силовые министерства (МВД, Погранвойска, Минобороны).

Сегодня казачество, как и столетия назад - это братство людей, объединенных особым состоянием духа и сознания, нравственности и морали. Славное прошлое казачества, дела и заветы предков дают им право с гордостью сказать: "Слава тебе, Господи, что мы казаки!"

 Мы беседовали с гостями ивьевского храма, представителями этого славного военного сословия: Дмитрием Утка - заместителем атамана хуторского казачьего округа, потомственным казаком, у которого четыре прадеда казаки и Дмитрием Тарасовым, у которого супруга казачка. Вместе с любовью к жене он принял и ее "веру".

Как сказали наши собеседники, в казачестве общее всегда было выше личного. Казаки всегда служили родной земле - Святой Руси, своему народу и своему государству. И ныне главная их задача - это защита православия. Они и сегодня готовы подняться в бой за Отечество и веру, они поддерживают власть, они принимают активное участие в общественно-политической жизни своего государства и на местах.

Мы уже говорили выше, что казачество - это сообщество людей особого духа и состояния. Существуют даже казачьи заповеди, которые, в частности, гласят: "Честь и доброе имя казака дороже жизни. Казаки все равны в правах. Помни: нет ни князя, ни раба. Все рабы Божьи. Казак не должен состоять в политических партиях. По тебе судят обо всем казачестве и народе твоем. Служи верно своему народу, а не вождям. Держи слово казака. Чти старших. Держись веры предков. Поступай по обычаям своего народа. Погибай, а товарища выручай. Береги семью свою. Будь ей примером. Казаком надо родиться, казаком надо стать, казаком надо быть и т.д.". Это своеобразный кодекс чести и всей жизни каждого казака.

На Кубани, откуда приехали наши гости, 100 000 реестровых казаков.

Мы поинтересовались, как попали они к нам в Ивье. Оказалось, что пару лет назад они везли своих детей на экскурсию в Брестскую крепость (велики традиции военно-патриотического воспитания). И по пути остановились в Ивье переночевать. Адрес отца Вячеслава им дала общая знакомая игуменья Соломония - добрый друг нашего ивьевского храма. Завязалось знакомство. И вот вместе с матушкой Соломонией они прибыли на юбилей. Наверное, это запомнится всем - впереди крестного хода с выносным фонарем шел настоящий казак - защитник веры и Отечества. Это были очень волнующие моменты. А еще дети обоих казаков приняли участие в концерте по случаю юбилея храма.

Оба Дмитрия с удовольствием констатировали, что Беларусь и Кубань очень похожи по чистоте и аккуратности населенных пунктов, по гостеприимности и щедрости людей.

Казачество ныне - это общественная организация, каждый из них где-то работает, но всегда готов отозваться на призыв и Отечества, местных властей. Они активно участвуют вместе с добровольными народными дружинами в охране правопорядка, создали свою собственную казачью дружину. Патрулируют они и вместе с пограничниками. Они занимаются пресечением браконьерства, незаконных вырубок лесов. Как истые хозяева и патриоты отечества своего, они заботятся о земле, которая их родила и взрастила, стараются вырастить казаками и своих детей. Это особое состояние, особая ответственность, особое поведение и чувство своего особого назначения и роли в этой жизни.

Мои собеседники гордо отметили, что уже в первый год их деятельности на 40 процентов упала детская преступность. Потому что дети их селения (возраст с рождения до 18 лет) в 22 часа должны быть дома. Все без исключения. Уже стало нормой, которая не оспаривается.

Детей растят, как и положено в христианских семьях, с любовью и верой, в строгости и послушании. Первое условие - казак и его семья должны быть верующими. Они вместе посещают храмы, вместе молятся. Храм, по мнению моих собеседников, - это кольцо, которым человек обручается с вечностью.

- Главный смысл нашей жизни, - сказал заместитель атамана хуторского казачьего округа Дмитрий Утка, - это быть православным человеком - тружеником, готовым в любой момент встать на защиту своего Отечества.

Прекрасные слова. В них выражено все, чем человек может гордиться в жизни, что нужно каждому, чтобы быть человеком, быть гражданином.

Оба Дмитрия озвучили старый казацкий девиз: "Казачьему роду нема переводу!". И сказано это было с таким удовольствием, с такой гордостью, что стало понятно: не будет и впрямь переводу. Этот особый дух, веру, патриотизм нынешние казаки понесут дальше, передадут своим детям и внукам, чтобы вечно жило казачество - оплот державности и православия.

В. ГУЛИДОВА.

Фото С. ЗЕНКЕВИЧА.

Читайте ещё:



Оставить комментарий