ivyenews.by

Какими возможностями обладает лапароскопическая хирургия в Гродно – в проекте "ГП" «Высокие технологии и здоровье»

Здоровье
В нашей стране, где забота о людях лежит в основе государственной политики, здравоохранению уделяется первостепенное внимание. Акцент делается на применение новых, сложных, уникальных методов оказания медицинской помощи, которые основаны на современных достижениях медицинской науки и техники и имеют высокую клиническую эффективность. О том, как новации в медицине помогают спасать жизни и здоровье жителей нашей области,  рассказываем в проекте «Высокие технологии и здоровье».

Тридцать лет, как в Гродно была проведена первая операция с помощью лапароскопа. Сегодня в четвертой городской больнице, которая стала пионером в этом направлении на Гродненщине, довольно обширный спектр хирургических вмешательств выполняется с использованием лапароскопических методик. 

Путь через прокол

В обиходе такой термин, как щадящая хирургия, которую и обеспечивает современное лапароскопическое оборудование. Лапароскоп представляет собой тонкую трубку на одном конце с оптическим прибором, на другом – с видеокамерой, изображение с которой в процессе манипуляций передается на экран. Оперируя, врач глядит не столько на больного, сколько на монитор, где отражается весь ход операции. При этом, чтобы подойти к нужному участку, выполняются небольшие (до сантиметра) отверстия. Это заменяет большие разрезы, которые нужны при традиционной хирургии. Тонкие инструменты, по диаметру не толще карандаша, обеспечивают максимальную точность, не травмируя соседние органы. Кроме малой травматичности, лапароскоп сокращает время операции, уменьшает так называемый послеоперационный болевой синдром. Очень важно, что пациент быстрее восстанавливается: через пару часов уже может быть на ногах, а вскоре и возвращается к привычному образу жизни. А что значит эстетический эффект – почти незаметные на коже следы от небольших проколов в сравнении с рубцами, остающимися после традиционных операций.

– Риск развития послеоперационных грыж и инфицирования раны уменьшается за счет отсутствия широкого рассечения тканей. Снижается и риск развития после-операционной кишечной непроходимости, связанной с формированием спаек в брюшной полости. Кроме того, лапароскопические операции позволяют провести диагностику при неясных ситуациях, – добавляет чисто медицинские аспекты преимущества лапароскопической хирургии заведующий кафедрой общей хирургии ГрГМУ, доктор медицинских наук, профессор Петр Гарелик

Именно Петр Васильевич в свое время был первопроходцем нового хирургического метода на Гродненщине. С ним и вспоминаем историю. 

Первая ласточка

Первый лапароскоп в нашей области заработал почти тридцать лет назад в азотовской, а ныне четвертой городской больнице. История его появления такова. Петр Гарелик, только что назначенный заведующим кафедрой хирургии в гродненском медицинском вузе, получил возможность наблюдать операцию с помощью чуда медицинской техники в центральной клинике Ташкента, где мастер-класс проводили японские специалисты. Возвратившись домой, пошел на прием к тогдашнему председателю облисполкома Александру Дубко. Александр Иосифович слыл приверженцем всего нового, но сумма в тридцать тысяч долларов, которая по тем временам была баснословной, поначалу заставила его призадуматься. Но ненадолго. В итоге деньги из областного бюджета выделили, правда, при условии, что работать оборудование будет с полной отдачей.

– А вот здесь и возникла неожиданная загвоздка. Уважаемые хирурги, что называется, старой гвардии с недоверием отнеслись к нововведению. Убедительным аргументом стали три первых операции лапароскопической холецистэктомии, которую в тогда азотовской больнице выполнил по моей просьбе признанный в хирургии зарубежный специалист. Я ему сначала ассистировал, а на четвертой операции уже работал как основной хирург. До сих пор в моих записях красным отмечено 3 ноября 1994 года, – вспоминает Петр Васильевич.

Первые удаления желчного пузыря без больших разрезов прошли успешно, и таким образом новый метод на Гродненщине получил путевку на долгую жизнь и развитие. Постепенно оснащались и другие клиники, а спектр оперативных вмешательств с помощью лапароскопии расширялся.

Хирургическая тактика

Сегодня лапароскопическую холецистэктомию, которая чаще всего используется при удалении желчного пузыря, может выполнить каждый хирург четвертой городской больницы. Почти во всех случаях, и при экстренных, и при плановых, небольшие (до сантиметра) проколы заменили большие разрезы. В ходу лапароскоп при остром аппендиците. В минувшем году таким способом прооперировано 93,2 процента пациентов. 

При паховых грыжах их могут тоже удалить лапароскопом и плюс к этому укрепить переднюю брюшную стенку специальной сеткой, которая в последующем не допустит рецидива. Заместитель главного врача по медицинской части Сергей Колешко, который по моей просьбе раскрывает тонкости этого процесса, отмечает: пластика грыжевых дефектов с использованием сетчатых имплантатов является золотым стандартом лечения грыж в мире. При этом уточняет: такой же сеточный барьер, который в состоянии исключить повторения проблемы, устанавливают и при открытых операциях по удалению грыжи по методу Лихтенштейна. Оба вида операции успешно освоены хирургами четвертой больницы.

Лапароскопом зашивают прободные язвы желудка и двенадцатиперстной кишки. Это тяжелое осложнение язвенной болезни, которое требует безотлагательной экстренной операции. Технические возможности лапароскопии позволяют подтвердить диагноз, оценить локализацию и размер образовавшегося отверстия, а затем герметично ушить язвенный дефект и тщательно санировать брюшную полость без выполнения большого разреза. В прошлом году прободные язвы хирурги стопроцентно вылечили лапароскопом.

Компетентно

Петр Гарелик, заведующий кафедрой общей хирургии ГрГМУ, доктор медицинских наук, профессор:
– Было время, когда лапароскопии приходилось доказывать свое право на существование. Однако теперь, когда научно-технический прогресс в малоинвазивной хирургии движется вперед, даже самые закоренелые скептики считают лапароскопическую хирургию золотым стандартом в лечении некоторых заболеваний брюшной полости. В четвертой городской больнице, которая служит практической базой нашей кафедры, более трети операций на органах брюшной полости выполняется с использованием лапароскопических методик. 

В то же время лапароскопическая и традиционная хирургия гармонично дополняют друг друга. И это благодаря квалифицированным специалистам, сочетающим в своей практике владение как открытыми, так и закрытыми методами хирургического лечения. А это и непосредственно клинические хирурги четвертой городской больницы, и сотрудники нашей кафедры, которые работают в операционной, нередко беря на себя самые сложные случаи, выполняя высокотехнологичные и сложные оперативные вмешательства. 

При этом мы ищем и предлагаем собственные методики. В частности, уже внедрен оригинальный способ пластики при паховых грыжах с укреплением паховой связки. Разрабатываем способ лечения острого холецистита. Он направлен на быстрое купирование воспалительного процесса в желчном пузыре, что позволит хирургу технически легче выполнить оперативное вмешательство, а пациенту легче его перенести.
До сих пор традиционным способом лечения при аппендиците считается операция. Мы разрабатываем способ лекарственной помощи, которая позволит устранить проблему без хирургического вмешательства.

Надо сказать, что тандем науки и практики в гродненском здравоохранении имеет хорошие традиции и большие перспективы. Это касается не только хирургии, но и других областей медицины. 

Весомая «убавка»

Тем, кому непременно важно сбросить лишний вес, в четвертой больнице предлагают лапароскопическую гастропликацию – один из видов бариатрической хирургии. Если по-простому объяснять суть операции, то это уменьшение объема желудка за счет сшивания его стенок с формированием «трубки». В результате, чтобы насытиться, пациенту будет достаточно лишь небольшого количества пищи. 

– Желаемый вес обычно устанавливается спустя девять месяцев. При исходных 200 килограммах сброс килограммов в первые три месяца составляет 15-20, в последующие идет с меньшей скоростью – до 10 и прекратится, когда вес достигнет нормы. К примеру, у одной нашей пациентки при росте 162 сантиметра и весе 150 килограммов на выходе осталось 74. Кроме гастропликации, в ходе операции ей было выполнено еюноилеошунтирование – реконструкция тонкой кишки, в результате которой как участник процесса пищеварения осталась только ее часть, – рассказывает суть метода, опираясь на опыт таких операций, заведующий хирургическим отделением Иван Цилинидзь. – Абдоминопластика для иссечения избытков кожи, образовавшихся после похудения, выполняется вторым этапом. 

Но при этом специалист уточняет: достижение желаемого эффекта во многом зависит от готовности пациента придерживаться режима правильного питания. Желудок имеет свойство растягиваться, и, если человек продолжает потреблять большой объем пищи, эффект от операции может сойти на нет. Более того, человек попросту может разорвать желудок в послеоперационном периоде, в буквальном смысле напихав туда еды. К сожалению, многие пациенты воспринимают бариатрию как простой и легкий способ похудеть без каких-либо усилий. Однако нельзя ждать легкого похудения без изменения образа жизни.

В дополнение темы профессор Петр Гарелик рассказал мне, как, будучи в гостях у выпускника нашего медуниверситета, который на то время практиковал в зарубежной клинике, был удивлен отсутствием на кухне холодильника. Хозяин пояснил: от такого традиционного кухонного атрибута с супругой избавились сознательно, ибо оба склонны к полноте. Рациональное питание и отсутствие соблазнов заморить червячка в то время, когда делать этого не следует, – и весь негатив для фигуры устраняется.

grodnonews.by

Читайте ещё:



Оставить комментарий