Сегодня в Беларуси проходит Единый день информирования, посвященный самому молодому государственному празднику – Дню народного единства. Об единстве белорусского народа как основополагающем факторе сохранения и укрепления суверенитета и независимости страны шла речь на традиционном мероприятии. На этот раз встреча прошла в новом формате и необычной локации – в кинотеатре «Красная звезда». Здесь состоялся премьерный кинопоказ исторической драмы «На другом берегу» – новой картины «Белорусьфильма», которая повествует о событиях, развернувшихся в Западной Беларуси в 1925 году.
Председатель Гродненского облисполкома Владимир Караник подчеркнул: опыт некоторых стран показывает, что стабильность и мирное небо – то, что тяжело защищать, но очень легко потерять. Поэтому сегодня белорусам важно помнить свою историю, вынести из нее правильные уроки и не допустить повторения трагических событий в будущем.
– Много лет мы живем под мирным небом, в стране, где не делят людей, где каждый, не опасаясь каких-либо последствий, может назвать свою национальность. В Гродненской области, например, проживает 97 наций и народностей. Белорусы, поляки, русские, украинцы и многие другие живут в мире, строят планы на будущее, созидая и с каждым годом делая наш край краше и комфортнее для жизни. Сложно сегодня представить, как много боли, страданий пережили наши предки на этих землях, насколько трагическим был тот период, когда страну разделили буквально «по- живому», – сказал Владимир Караник. – Сейчас для нас общее среднее образование является нормой, а когда-то на этой территории меньше половины населения не умело читать. Сейчас мы не испытываем проблемы, чтобы найти какую-то работу по душе. Количество вакансий даже больше, чем людей, которые ищут возможность трудоустройства. Периодически открываются новые предприятия. А был период, когда они, наоборот, закрывались. Это все было. И мы должны это помнить не для того, чтобы высказывать претензии кому-либо, а чтобы чтить память людей, которые своей борьбой обеспечили возможность нам жить в едином государстве и в мире. И мы должны сделать все, чтобы темные страницы в нашей истории больше не повторялись.
По словам губернатора, пока мы едины и нацелены на результат, страна будет стабильно развиваться и двигаться вперед. Но стоит нам остановиться – то, что казалось незыблемым и постоянным, будет потеряно.
О важных исторических вехах того непростого периода в истории Беларуси, основных событиях, происходивших на территории Западной Беларуси, собравшимся в зале рассказал заместитель декана факультета истории, коммуникации и туризма ГрГУ имени Янки Купалы Андрей Гецевич.
– Сотни лет Беларусь хоть и была в составе разных государств, но территория практически всегда была у нас единой. В ХХ веке у нас был шанс получить государственность, мы этой возможностью воспользовались. Но, к сожалению, за первую четверть ХХ века исторически сложилось так, что военные конфликты проходили по нашей территории неоднократно. И вот Рижский мирный договор разделил нашу страну фактически на две части, – отметил Андрей Гецевич. – Мир должен был быть заключен на условиях советского правительства, которое требовало от правительства Польши определенных гарантий для белорусов, украинцев и не только. К сожалению, как только документы подписали, польские власти почти сразу от них отказались.
Вместе с новой властью на территорию Западной Беларуси пришли новые порядки. Одной из главных проблем стала полонизация. Так, в 1923 году был принят закон, запрещавший использовать на территории Польши все языки, кроме польского.
В результате серьезные проблемы возникли в сфере образования. Если в 1921 году на территории Западной Беларуси действовало 514 белорусских школ, то к 1928 году их осталось только 69 (а это 3% от всех).
К моменту воссоединения – к 1939 году –все школы и вовсе были закрыты. Действующей оставалась лишь Виленская белорусская гимназия. В 1938-1939 учебном году в Западной Беларуси не посещали занятия более 100 000 белорусских детей.
Помимо прочего, польские власти рассматривали Западную Беларусь лишь как источник ресурсов и дешевой рабочей силы, а также рынок сбыта польской промышленности. В регионе практически не было тяжелой промышленности.
Около 90% населения Западной Беларуси было занято в сельском хозяйстве. На территории коренной Польши этот показатель составлял 63%. Сохранились полуфеодальные правила, и большинству хозяйств не хватало земли.
В период с 1921 по 1939 годы с этнических польских земель в Западную Беларусь переселились около 320 000 человек. В основном солдаты польской армии, которые воевали на фронте и получали бесплатно землю в Западной Беларуси.
– Политика полонизации и экономического давления была значительной. Идея национализма была превалирующей. Белорусскому народу было достаточно тяжело в этот период. Как только не называли белорусов, в массе своей мы были «тутэйшыя», – рассказал заместитель декана факультета истории, коммуникации и туризма.
К 1939 году внутренняя политическая ситуация в Западной Беларуси была особенно сложной. Неудача с формированием единой антифашистской коалиции в Европе вынудила советское руководство пойти на подписание советско-германского Договора о ненападении от 23 августа 1939 года. Это, по словам Андрея Гецевича, был вынужденный, но в то же время и блестящий внешнеполитический маневр, который предоставил Советскому Союзу почти два года на подготовку к схватке с фашизмом.
– В этих условиях советское руководство не спешило реализовывать действующие советско-германские договоренности. И только когда немецкие танки появились в районе Бреста, Львова, когда возникла угроза немецкого захвата Западной Беларуси и Украины, советское руководство 17 сентября 1939 года отдало приказ войскам Красной Армии перейти советско-польскую границу и взять под свою защиту население Западной Беларуси. Поэтому 17 сентября по праву можно считать днем единения белорусского народа, – заключил Андрей Гецевич.
Более глубоко погрузиться в историю жизни в Западной Беларуси, присоединенной Рижским мирным договором к Польше, позволила кинокартина «На другом берегу».
Волнения, партизанская война, жесткое подавление любых попыток сохранить национальную идентичность – все это через историю главного героя увидел зритель.