ivyenews.by

Великое счастье - оставаться детьми…

Главное

Эти семь Я

В юности я никак не могла понять и принять высказывание известнейшего философа древности Конфуция "Почитать своих родителей, это, в первую очередь, заботиться о себе". Как так? Почитая родителей, заботиться надо о них, жалеть, помогать, слушаться. И только став матерью взрослой дочери, я поняла всю глубину и истину высказывания мудреца. Как же, и в самом деле, просто все гениальное! В том числе и эти слова. Что больше  возносит наши души, греет наше самолюбие, дает нам уважение, делает счастливыми и почитаемыми, как не добрые, воспитанные, успешные  в жизни, грамотные, образованные, счастливые в браке наши дети? И чем больше они заботятся о …себе, своем здоровье (и моральном, и физическом), о своем достойном месте в жизни и семье, тем больше шансов у нас быть  довольными этой жизнью.

Недавно я еще раз сказала Конфуцию "браво", когда за праздничным пасхальным столом на улице 8 Марта в нашем городе поднялся глава большого семейства, отец  семерых детей, дедушка шестнадцати внуков  и прадедушка троих правнуков и сказал: "Спасибо, что вы все собрались. Спасибо за то, что нам с матерью никогда не было стыдно за вас, что в школу нас вызывали только для того, чтобы выразить благодарность…"

Отец благодарил детей, дети - родителей. Это у Бурносов принято, это говорится из года в год два раза. На Рождество и в день светлой Пасхи. Именно в эти праздники семья собирается полностью в родительском доме.

 Сначала ехали из своих вузов, колледжей и других учебных заведений и мест работы дети Бурносов: Валерий, Ядвига, Галина, Чеслав,  Иван, Марина, Виталий, затем к ним присоединились мужья и жены, затем маленькие дети - внуки, а потом семейные пары третьего поколения. И вот уже началась плеяда правнуков, а семья состоит из 37 человек. И это ведь не конечная цифра. Есть еще кому жениться, замуж выходить, детей рожать - правнуков Зофии Брониславовны и Станислава Адамовича.

Застолье семьи кажется банкетом, на котором на главных местах - родители, взрослые дети и так много внуков: современные красавицы - девушки, двоюродные сестры, оглашающие дом звонким смехом. И юноши, мужчины - внуки. Самому старшему внуку 33 года, а младшему - только восемь. Есть кому в такой компании говорить о смысле жизни, рассказывать о поклонниках и просто играться с машинкой в дальнем углу комнаты. Представлены все возрасты на этой встрече. И потому она такая теплая и сердечная.

Ответственность за "связи с общественностью", то есть, с прессой, взяла на себя старшая сестра Ядвига, второй ребенок семьи. Она и представила всех, и рассказала обо всех. А рядышком, навеянные ее рассказами, шли воспоминания братьев и сестер о детстве, о юности, о своих совершенно удивительных родителях.

…Жена  Ивана Татьяна рассказала о том,  как она растерялась, узнав, что жених ее из многодетной семьи. В те времена это считалось не очень хорошим стечением обстоятельств -  почти нищета, зачастую неопрятность и т.д. Что поделаешь, отдельные семьи создавали такое мнение. Но когда она переступила порог этого светлого, чистого, сердечного дома, сердце растворилось  в тепле обстановки. И она поняла, что попала во второй родной дом, где так хорошо, где так уютно.

У Бурносов так было всегда. А чистота и порядок были возведены в ранг, как теперь сказали бы, личного бренда.  Дети вспоминают, что  главное, что могло успокоить отца после работы, - это  чистый двор. И наоборот, он в лице менялся от негодования, если во дворе был беспорядок. Но такое было крайне редко. Потому что Зофия Брониславовна - красавица-жена, женщина с голубыми глазами, подобно волшебнице- фее, умела создать вокруг удивительный уют, порядок, приготовить вкусную пищу, заштопать, зашить, сшить и т.д.

Она была очень строгой. Но, если один из сыновей любил исключительно драники, а все остальные - блины мучные, то делались блины мучные всем, а одному - картофельные. Если одна из дочерей, Галина, не любила домашнюю сметану, то только ей одной покупалась сметана в магазине. Это дорогого стоит - уважать вкусовые пристрастия ребенка в такой большой семье.

Говорят, проблемы взрослого человека в том, что его либо не долюбили в детстве, либо перебрали с этим чувством, совсем не прибегая к строгости. Мать семейства Зофия Брониславовна  из тех редких женщин, которые находят эту золотую середину. Кнут и пряник всегда были у нее под рукой. Но, как ни странно, в воспоминаниях о детстве нет никаких обид, никаких недосказанностей. Наоборот, ощущение счастья и защищенности. Светлые картинки общего похода в костел. Родители и нарядные дети. Если малыши замерзали в костеле, их отправляли поиграть на прикостельном дворе. Игры с компанией  малышни из других семей остались яркими пятнышками детства. А вера  осталась в душе каждого из детей семьи Бурносов и их семей.

Еще одно, что осталось навсегда и что каждый постарался перенести в свою семью - это отношение к детям, постановка во главу угла той самой золотой середины - любви и строгости. Это пришло не только от родителей, настоящим кладезем мудрости, науки жить, верить, быть христианами и хорошими стали для детей бабушка и дедушка - родители Зофии Брониславовны.  Их помощь в воспитании детей в этой семье была просто неоценимой. И она касалось  всех  нюнсов жизни, всех вопросов, всех ситуаций.

Ядвига вспоминает, что как только они немного подросли, мама больше не касалась уборки дома. Все было распределено между детьми. Мальчишки выбивали дорожки и ковры, девочки мыли посуду, убирали комнаты. Это были обязанности, которые воспитывают лучше специальных бесед. Дети знали ответственность, спрос родительский. Но они также знали, что и в праздники, и на школьных утренниках, а потом и вечерах они будут лучше и красивее всех одеты.  Потому что мамина швейная машинка "Зингер" (об этом сын Виталий сказал с особой гордостью) не зря строчит днями и вечерами.  Даже из уже поношенной одежды  получаются модные юбочки и брюки, кофты, сорочки, платья…

А затем Бурносы брали своих ребятишек в охапку и ехали к родственникам в Польшу. Однажды, увидев Станислава Адамовича с двумя баулами и рюкзаком за плечами, проходивший мимо поляк сказал: " Это не человек, это медведь". Что ж, приходилось быть и "медведем". Все ради детей и семьи. Что-то туда завозили, продавали, а назад девчонки и мальчишки возвращались уже в "Левисах" и "Вранглерах" - джинсах, которые у нас и за большие деньги достать нельзя было.

У детей Бурносов не было причин комплексовать в детстве. У них было все, плюс любовь порядочных и разумных родителей. У мамы -  медаль материнства, орден материнской славы, у отца - всевозможные советские награды за добросовестный труд: юбилейные ленинские медали, значки победителя социалистического соревнования, ударника 11 и 12 пятилеток, медаль "За доблестный труд".

Это характер и это натура - быть лучшими, быть достойными, быть жизнестойкими - не выживать, а жить.  Дети говорят, что  они благодарны за это родителям. Они благодарны за то, что никогда не видели своих родителей за выпивкой, их не пускали за стол, где праздновали взрослые, при них не рассказывали анекдотов и никогда не ругались матом. Их детство проходило в семье и на родной улице. И было в нем  всего 10 минут  просмотра телевизора. Это были мультики из  детской программы "Спокойной ночи, малыши!". Младший сын Бурносов Виталий говорит, что всегда, когда переносит своего сына, уснувшего возле телевизора, в кровать, вспоминает, как его нес так же отец. И всегда сердце щемит от тех светлых воспоминаний.

Не в таких ли добрых воспоминаниях черпаем мы силы в самые тяжелые моменты своей жизни?! Не эти ли общие воспоминания повели Зофию Брониславовну по святым местам, в храмы, в которые она поднималась на коленях, прося о здоровье для мужа и отца, когда Станислав Адамович серьезно заболел. И вымолила ему жизнь. Не эти ли воспоминания привели всех детей в реанимацию, где 40 минут не могли вернуть к жизни мамино сердце, перенесшее инфаркт?! Были слезы, были молитвы. И они были услышаны.  Лицо накрыли, чтобы отвезти женщину в морг, а она открыла глаза… Не пустила ее великая любовь семьи из этой жизни.

Они лечили маму всевозможными способами, не надеясь только на врачей. И она жива.  Правда, здоровье полностью не восстановилось.  И теперь дети видят, как заботливо и трепетно ухаживает за ней отец. Это ведь всегда бывает у тех, кто, сохранив свою юношескую любовь друг к другу, обретает ее в старости уже в другом, не менее, а может, и в более ценном качестве - уважении, заботе, нежности, жалости.

Не эти ли воспоминания объединяют всех, заставляют мчать  домой, чтобы вновь собраться за одним большим столом?! И с ними за столом - мама и папа, которые гордятся своими детьми.  Все образованы, трое с высшим образованием. Есть в семье сотрудники милиции, есть оптик, мастера производственного обучения, предприниматели, мастер холодильных установок, экономист…

Каждые выходные  кто-то приезжает к родителям. А в будние дни ухаживает за мамой отец и близкие люди.

Станислав Адамович по-прежнему сам досматривает огород, который у них по размерам всегда напоминал плантацию. Он у него чистый и ухоженный. Еще в прошлом году растил индюков, чтобы детям было что дать, когда они приезжают. Не отпускают обязательства, коль всю жизнь жил ты для семьи.

У нас говорят: "Пока живы наши родители - мы дети". В Испании, где живет старшая дочь Бурносов Ядвига, ей сказали: "Ваши родители живы? Значит, вы еще молодая…"

…Мне так захотелось, чтобы члены этой удивительной семьи еще долгое время оставались детьми, оставались молодыми, чтобы и дети, и внуки продолжали почитать своих родителей и дедушку с бабушкой…

В. ГУЛИДОВА. 

Фото из семейного архива.

Читайте ещё:



Оставить комментарий