В Ивьевском ГСПЛ, где проживают 85 учащихся (это 53, 1 %), руководит течением жизни в общежитии совет, рассказала педагог-организатор лицея Жанна Вацлавовна Федорович. Его члены принимают непосредственное участие в решении насущных проблем. И чем активнее работа совета, тем эффективнее результаты его деятельности, выше авторитет. Одной из основных функций совета общежития является создание благоприятных условий для обучения, досуга и проживания учащихся, организации художественного творчества, физкультурно-оздоровительной и культурно-массовой работы.
В состав совета общежития входят 22 наиболее активных учащихся, которыми руководит учащийся второго курса Евгений Гуща. Вопросы улучшения бытовых условий, соблюдения правил внутреннего распорядка, санитарного режима, организации отдыха заслушиваются на заседаниях советах общежития, которые проводятся каждый третий четверг месяца.
Кроме мероприятий, которые организовываются культурно-массовым сектором совета общежития, на его базе работают четыре объединения по интересам, где учащиеся могут реализовать свои творческие, спортивные и коммуникативные способности. Это "Творческая мастерская", которой руководит методист Ивьевского районного центра творчества детей и молодежи В. Тучковская, две спортивных секции - по ОФП и по настольному теннису (руководитель Г. Лысый) и любительское объединение по основам гендерной культуры "Я + Ты", который инициировала и ведет педагог дополнительного образования Н. Цветкова. Собственно, об этом новом любительском объединении, которое работает около четырех месяцев, и пойдет речь в нашей публикации.
- Основная проблема - как воспитать счастливого человека: мальчика - будущего мужчину, девочку - будущую женщину, - рассказывает Наталья Петровна. - Исходя из этого, логично поставить вопрос: способствуют ли современные учреждения формированию личности будущих женщин и мужчин с достаточным пониманием специфических социальных функций, обусловленных именно половой принадлежностью? Учитывают ли педагоги в своей работе гендерные особенности учащихся и насколько они обладают необходимыми для этого знаниями?
Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь предусматривает воспитание гендерной культуры как одного из базовых компонентов культуры личности. Гендерная культура предполагает формирование у детей представлений о жизненном предназначении мужчины и женщины, присущих им положительных качествах и чертах характера; раскрытие физиологических, психологических и этических особенностей мальчиков-юношей, девочек-девушек; формирование представлений о мужском и женском достоинстве, а также подлинной и мнимой красоте человека.
Н. Цветкова рассказала, что для достижения цели и решения поставленных задач используются такие формы и методы работы, как лекции, дискуссии и "круглые столы", конкурсы для мальчиков и девочек, педагогические и психологические игры, шоу-викторины; просмотр и обсуждение фильмов, посвященных гендерному воспитанию, проблемам подростков; анализ публикаций в СМИ по гендерной проблематике; изучение биографий знаменитых мужчин и женщин; встречи с психологами, медиками, сотрудниками правоохранительных органов и др.
Проведено видеозанятие "Ты да Я - такие разные", отрытый диалог с приглашением священнослужителя - ксендза Виталия - под названием "Сосуд - она, в котором пустота или огонь, мерцающий в сосуде", беседы "Все правила этикета", "Половое воспитание", которые оставили неизгладимый след в душах юношей и девушек.
Впереди, по словам руководителя Н. Цветковой, еще много занятий и тем, которые молодые люди иногда предлагают сами для обсуждения. В день, когда корреспонденты посетили заседание любительского объединения, юношам и девушкам предстояло поучаствовать в ролевой игре "Бункер", по итогам которой юноши и девушки должны прийти к следующему выводу: "Создавая новые правила жизни - подумайте, а не копаете ли вы себе яму, из которой выбраться порой становится невозможным?". В процессе игры есть возможность также раскрыть творческий потенциал, проявить актерские качества, отточить навыки убеждения, развить аналитические способности, увидеть стратегию поведения в жизни и скорректировать ее.
- Я, как руководитель, стараюсь сделать занятия интересными и полезными для детей, - говорит Наталья Петровна. - Иначе молодые люди не будут посещать занятия, ведь сегодня есть масса возможностей, где можно почерпнуть информацию на любую тему. Поэтому каждый раз - это что-то новое, необычное, динамичное и запоминающееся. Главное, чтобы у юношей и девушек сформировалось понятие, что счастливое общество могут создать только счастливые люди: мужчины и женщины, которые живут, работают, совершенствуются, создают семьи не потому, что обязаны, а по потребности души.
И. БУТУРЛЯ.
С. ЗЕНКЕВИЧ (фото).