Особая страница деятельности АК в Беларуси - сотрудничество ее формирований с германскими оккупационными властями. В конце 1943 г. оккупационные власти решили активизировать польские силы для борьбы с советским партизанским движением и привлечь к сотрудничеству отряды АК. Уничтожая, а по возможности и предавая германским оккупантам партизан, аковцы высвободили для фронта, и не только Восточного, но и Западного, десятки подразделений вермахта.
АК осуществляла террор против местного непольского населения, посредством слива компрометирующей информации германским оккупационным властям, ликвидируя активную часть белорусских лидеров.
С приходом Красной Армии аковцы противодействовали мероприятиям по установлению советской власти в Западной Беларуси. При этом отряды АК взрывали железнодорожное полотно, обстреливали идущие на фронт эшелоны, нападали на тыловые части, военные склады, терроризировали местное население, убивали военнослужащих, милиционеров, представителей государственных учреждений - всех, проявлявших активное сочувствие советской власти. Иногда эти убийства осуществлялись с особой жестокостью.
Из докладной записки заведующего оргинструкторским отделом Молодечненского обкома КП (Б) Б Бурова заведующему оргинструкторским отделом ЦК КП (Б) Б В. И. Закурдеву "Об активизации банд белополяков в районах области" (5 февраля 1945 г.):
"За последнее время в ряде районов Молодечненской области, главным образом в Юратишковском, Ивьевском, Воложинском, Островецком, Сморгонском и Ошмянском районах, активизировалась террористическая деятельность банд белополяков. Банды белополяков терроризируют районный партийно-советский актив и активистов сельских советов.
Так, в Юратишковском районе поляками убито 39 человек из районного партийно-советского актива и работников органов НКВД и НКГБ. 4 февраля с. г. в Юратишковском районе днем в одном из сельских советов убит в бою с поляками зав. райдоротделом.
Обстоятельства следующие. Рано утром дом, в котором ночевали зав. райдоротделом и другой товарищ из района, окружили бандиты. Завязалась перестрелка. Более 2 часов наши товарищи отстреливались из автоматов. Но бандитов было более 20, и в результате неравного боя зав. райдоротделом был убит, а другой товарищ ранен.
В Ивьевском районе за последние 20 дней погибло от банд белополяков 15 человек партийно-советского актива. Бандитами убиты заместитель председателя райисполкома, секретарь райисполкома и другие работники.
В Юратишковском районе выловлена банда, которая поддерживала связь по рации с эмигрантской кликой в Лондоне. Как документы, так и показания попавших в плен белополяков, говорят о том, что польский центр дает установку своим бандам не особенно активизироваться в зимнее время, а ожидать весны. Весной и летом они - банды польских националистов - собираются еще более активизироваться".
Из справки Ивьевского РО НКВД "О работе Ивьевского РО НКВД Молодечненской области с 1 сентября 1944 года по 1 октября 1945 года" под грифом "совершенно секретно":
"В период немецкой оккупации на территории Ивьевского района по заданиям Белопольского эмиграционного правительства в Лондоне были сформированы следующие формирования "Армии Краевой": в деревнях Гута, Подворанцы Жемославского сельсовета была сформирована бригада Армии Краевой, которой командовал сын помещика из-под Варшавы под кличкой Паль. На дальних подступах к бригаде были организованы “пляцовки”: Субботникская, Дивенишская, Трабская, которые по существу являлись резервом бригады и при выбытии отдельных участников бригады последняя пополнялась из участников "пляцовок".
В деревне Дайнова, а позднее в деревне Завергане Гераненского сельсовета, была сформирована бригада Армии Крайовой, которой командовал бывший капитан польской армии под кличкой Крысь. На дальних подступах к бригаде были созданы "пляцовки": Гераненская, Трокельская, Липнишская, последние являлись резервом бригады и при выбытии отдельных участников пополнялись за их счет.
На территории Дайлидского с/совета была сформирована бригада Армии Крайовой, которой руководил бывший помещик имения Лаздуны Третьякевич по кличке Сет. На дальних подступах к бригаде были сформированы Викшнянская, Ивьевская “пляцовка”, последние являлись резервом бригады.
После разоружения выше указанных бригад частями Красной Армии под городом Вильно большое количество участников вернулось обратно на территорию района, которые после освобождения района от немецко-фашистских захватчиков и с начала объявления мобилизации ушли в армию на нелегальное положение и путем объединения в отдельные подпольные вооруженные организации, и банды начали вести вооруженную борьбу в районе против органов советской власти, терроризируя партийно-советский актив района и мелкие группы бойцов Красной Армии".
Из записки секретаря Барановичского подпольного обкома КП (Б) Б Е. В. Чернышева уполномоченным ЦК КП (Б) Б по Ивенецкому, Столбцовскому, Лидскому, Щучинскому и Слонимскому подпольным центрам и секретарям подпольных РК КП (б) Б "О взаимоотношениях белорусских партизан с поляками" (6 декабря 1943 года) под грифом "совершенно секретно":
" …Польские легионеры для того, чтобы разжечь борьбу против советских партизан, стали применять вооруженную силу, устраивают засады на партизан. 15 ноября, по заданию польской националистической организации м. Лугомовичи, в одной из деревень поляками был убит уполномоченный партизанского отряда "Большевик" тов. Никитин.
В Юратишковском районе на днях был убит поляками связной партизанского отряда им. Чапаева "Ястреб".
Известно, что приказом главнокомандующего АК генерала Л. Окулицкого от 19 января 1945 г. воинские формирования Армии Крайовой были распущены. Однако часть аковцев образовала подпольную организацию "Свобода и независимость", боровшуюся против советской власти зачастую криминальными методами обычных бандитов, жертвами которых становились ни в чем не повинные люди.
Нельзя не отметить, что непонимание несостоятельности польской политики на территории Западной Беларуси, в результате которой этот край еще до войны превратился в зону долговременного конфликта, неумение считаться с действительностью и настроениями подавляющей части населения привели АК к политическому лавированию, массовому насилию, кровавым расправам и бандитизму.
Однако с роспуском АК противостояние на территории западных регионов Беларуси не закончилось. Оно вступило в новую фазу, не менее драматичную и кровавую. Постаковские формирования на территории Беларуси продолжали вооруженную антисоветскую борьбу, которая большей частью, особенно после 1948 г., когда политические цели отошли на второй план, выливались в теракты, диверсии, грабежи, шантаж и запугивание населения.
Их жертвами становились партийные и советские активисты, сотрудники НКВД-МВД, бойцы Красной Армии, мирные жители. Опираясь на данные формирования, польские элиты в Лондоне, поощряемые своими опекунами из Великобритании и США, стремились в определенной степени "застолбить" за собой земли бывших "восточных окраин" в случае изменения геополитической ситуации в регионе и восстановления в Польше прежнего режима. Окончательно антисоветские польские вооруженные формирования на территории БССР были ликвидированы только к маю 1953 г., а террористы-одиночки - только в 1954 г.
По материалам книги
"Польша- Беларусь 1921-1953" подготовила Ирина БУТУРЛЯ.
(Стиль и пунктуация документов сохранены).