ivyenews.by

"За то, что были евреями..." История лидского гетто и страшной расправы фашистов над еврейскими женщинами и детьми

Помнить, чтобы жить

Гетто на Лидчине было одним из самых крупных в СССР.

В годы Великой Отечественной войны в Лиде в рамках гитлеровской политики «окончательного решения еврейского вопроса» были уничтожены более восьми тысяч евреев – женщин, детей, мужчин. С сентября 1941-го по март 1943 года здесь действовало одно из самых крупных на территории СССР гетто. Каждый метр лидской земли полит еврейской кровью...

Новый порядок

Части вермахта захватили Лиду 27 июня 1941 года, а уже 28 июня группы СС и СД задерживали евреев и отводили на главную площадь Лиды. Там нацисты отбирали адвокатов, инженеров, учителей и других представителей интеллигенции, отводили на разрушенные склады и без объяснений расстреливали. Так в Лиде устанавливался новый оккупационный порядок – зверский режим, непонятный мирным людям.

Разбомбив еврейский квартал и древнюю еврейскую святыню – синагогу, немцы заставили горожан до последнего камешка разбирать руины, чтобы не осталось и следа культового здания. А 3 июля 1941 года начались карательные операции. Под предлогом увода на работу убили 151 представителя еврейской интеллигенции: раввинов, инженеров, адвокатов, тела которых закопали в ямах бывших пороховых погребов в районе деревни Новопрудцы. На следующий день был создан еврейский совет – юденрат, возглавил его учитель еврейской школы Лихтман. Совет составлял списки евреев для работ в лагере, распределял рабочую силу и жилье, продукты питания, делал опись собственности, охранял внутренний порядок, решал бытовые вопросы.

Один из выживших в годы войны лидских евреев Элиаху Демесек, чьи воспоминания сохранились в собрании «Летописи Лиды» на иврите, писал: «День за днем те, кто мог работать, отправлялись на расчистку мусора от разрушенных домов, распиливание древесины и т.д. Много усилий ушло на расчистку руин большой синагоги, которая простояла много лет. Те, кто выходил на работу, получали суп из гнилой картошки один раз в день. Время от времени немецкие власти разрешали использовать в супе головы и кости животных. Еврейское население получало 125 граммов хлеба на человека в день. Тех, у кого находили мясо, яйца или масло – убивали».

В июле 1941-го эсэсовцы расстреляли 47 мужчин-евреев в местечке Белица на Лидчине, около тридцати – в деревне Селец. В своей книге «Сялец. Прынёманская рэчаiснасць» местный краевед Николай Дикевич рассказывал: «Людзей павялi каля станцыi, дзе была выкапана яма глыбiнёй па пояс. Там немцы загадалi арыштаваным бегаць да знямогi па крузе i абавязкова скакаць праз яму… Потым яўрэяў павялi ўздоўж плоту ў суправаджэннi аўтаматчыкаў, двух кулямётаў i некалькiх сабак. У лясочку, што завецца ў нас Лужок, бязвiнных людзей расстралялi…» 

Желтая метка

В начале сентября 1941 года по всему городу были расклеены объявления на трех языках: немецком, русском и польском. В течение 24 часов еврейское население должно было покинуть свои дома и переселиться в гетто, площадь которого заняла несколько городских кварталов. Дома оградили колючей проволокой, хозяев не еврейской национальности переселили в центр города. В гетто привезли и евреев из соседних местечек: Белицы, Ивья, Березовки, Вороново. 

 

– Евреям запретили ездить в другие города, ходить по тротуарам (они могли передвигаться лишь по дороге, вдоль канав), показываться на улицах даже днем без специального разрешения, контактировать с другими людьми. За невыполнение этого указа – расстрел, – рассказывает Андрей Фишбайн – председатель регионального мемориально-культурного общественного объединения евреев Лиды с 2012 по 2016 год, главный инженер ОАО «Лидастройматериалы»– Евреев обязали пришить на одежду желтые метки размером 10х10 сантиметров, которые позже заменили на желтые звезды Давида – для идентификации и на случай побега. Наказание за малейшее нарушение – смерть. Началась настоящая травля евреев. Издевательствам над человеческим достоинством не было предела. Полная изоляция и дискриминация. 

По архивным данным, к началу Великой Отечественной войны количество евреев в Лиде и окрестностях составляло 38 процентов местного населения и доходило до восьми с половиной тысяч. Они были ремесленниками, врачами, юристами, продавцами, производственниками, держали все известные заводы и мирно уживались с поляками, белорусами, русскими. Пока не грянула война. Геноцид евреев был частью гитлеровской политики, проводился целенаправленно и чрезвычайно жестоко.

Расправа

– Вначале фашисты избавлялись от молодых интеллигентных и религиозных лидеров – евреев-мужчин в возрасте от 15 до 50 лет, потому что боялись сопротивления, а затем убивали всех, – рассказывала Ася Даниловна Саулкина, председатель регионального мемориально-культурного общества в 1977 – 2007 годы, изучавшая историю гетто и немало сделавшая для сохранения исторической памяти на Лидчине. – В первые месяцы оккупации казни проходили в городской тюрьме и только ночью, чтобы избежать свидетелей. Позднее, когда масштабы репрессий выросли, убийства перенесли на полигон возле Лиды. С тех пор, как я переехала в Лиду в 1946-м и узнала о жутком преступлении фашистов, мое сердце не знало покоя. Эта трагедия непостижима нашему сознанию…

Очередное массовое убийство евреев случилось в марте 1942 года, когда 50 человек были убиты во дворе тюрьмы, а 200 – в своих домах в гетто.

Из воспоминаний Элиаху Демесека, сборник «Летописи Лиды»:

«Ужасная картина предстала перед глазами евреев, которые вернулись в тот день домой: их дома представляли собой могилы: все дети, которых родители оставили дома из-за сильного холода, дети всех возрастов, больные и умирающие – все, кто не пошел на опознавательный парад, были найдены лежащими в собственной крови, которая еще не успела замерзнуть». 

После этого каратели арестовали и жестко расправились с членами юденрата, а их тела отдали в гетто. Они были настолько изуродованы пытками, что учителя Лихтмана, к примеру, опознали только по одежде.

Яма

8 мая 1942 года в Лиде произошла невиданная доселе по масштабам массовая казнь евреев, которую оккупанты назвали «акция». Свидетели рассказывали, что 7 мая вечером полицаи и каратели окружили гетто, а утром 8 мая узников вывели на площадь. Гебитскомиссар и его помощник проводили «селекцию»: отделяли обреченных на смерть женщин, стариков, больных и детей от специалистов и ремесленников, которых временно оставляли в живых (они были нужны в качестве рабочей силы. – Прим. автора). Больных и стариков, которые не могли сами передвигаться, убивали сразу – в домах и на улицах гетто. 

– Их вели к месту убийства, и люди уже понимали, куда и зачем их ведут, – рассказывает Андрей Фишбайн. – Старшие старались не пугать детей. По дороге людей избивали, отстающих расстреливали, о чем свидетельствует акт от 17 августа 1944 года и показания свидетелей Белобородова Фишеля и Левина Абрама. Несколько человек в районе современной улицы Рыбиновского сумели выскользнуть из толпы, благодаря чему мы знаем ужасные подробности. Сами фашисты не хотели марать руки в крови, потому они использовали полицаев-коллаборационистов. В тот день они привезли целую группу, оставили перед ямой вместе с бочонком спирта и запасом сигарет.

Полицаи «развлекались» до вечера. Расстреливали людей из пулеметов и автоматов в трех больших ямах, предварительно заставив жертв раздеться. Первыми туда бросали детей и забрасывали ямы гранатами. Живые очереди устанавливались на трупах и расстреливались до тех пор, пока не заполнялась яма. Трупы пересыпали известью и тонким слоем земли. Стонали раненые, кричали женщины, плакали дети, а пьяный полицай жал на гашетку. Стреляли до вечера, затем траншеи засыпали землей.

Местом массовых расстрелов стали поле и лес в трех километрах от города за микрорайоном Рыбиновского и Гастелло, называемое в народе Боровка. Когда люди появились на месте расстрела, они увидели жуткую картину: из земли торчали человеческие руки и ноги. Полицаи же, сделав свое черное дело, поехали дальше – убивать евреев в Василишки и Вороново. В тот майский день в Лиде были расстреляны около шести тысяч мирного населения. Захоронения убитых заняли площадь 6 гектаров... 

На этом репрессии еврейского населения не закончились. Спустя два месяца каратели расстреляли еще 120 человек – медицинский персонал психиатрической больницы. В июне-июле 1942 года в ямах пороховых погребов уничтожили 155 евреев – представителей интеллигенции, а 3 000 из оставшихся узников гетто осенью 1942 года были вывезены в лагерь смерти Майданек в Польшу. 

В марте 1943 года на площади перед почтамтом немцы собрали небольшое количество оставшихся местных евреев и около двух тысяч привезенных из других мест, в том числе из Вильнюса. «Было это в первые дни марта. Снег таял, образуя водянистую кашу, – писал в своей книге воспоминаний «Lidaprawdziwa» Ю.Кардаш. – Евреи чувствовали, что уже пришел конец: уничтожали деньги, выбрасывали в снег и болото отбираемую у них гестаповцами бижутерию. Преступники расстреляли их на так называемых Борах (в северо-западном направлении от Лиды, в лесу около д. Островля), теперь это микрорайон улицы Красноармейской. Свидетели называли некоторые фамилии и имена: Беркович, Мейер и сын его Липка, Оран, Мейшке, Лейзар, Нахман, Рувко, Лейба и много других».

Место массового расстрела евреев спустя годы указал коренной лидчанин, ныне покойный Зенон Бенько – он пятилетним мальчиком видел, как вели людей на казнь. Его семью оккупационная власть выселила из дома, а дом отдала под гетто. В 2001 году на забытой могиле – предполагаемом месте расстрела – по инициативе Аси Даниловны Саулкиной провели раскопки. Саперный батальон обнаружил останки около двухсот мужчин, женщин и детей. Они лежали боком, ногами вверх, вперемежку. Расчески, гребешки, кольца, бритвы, советские монеты, подошвы от обуви, галоши, ключи, фрагменты пальто, парикмахерские машинки, бумажники… Поисковые работы не завершены: по еврейским традициям извлекать тела из земли нельзя, потому неизвестно, сколько точно жертв там покоится. Предметы, найденные во время раскопок, переданы в Лидский историко-художественный музей.

17 сентября 1943 года последние лидские евреи, оставшиеся в лидском гетто, а также привезенные из Вороново и Ивье, были отправлены в концлагерь в Польшу. В тот же день гебитскомиссар Ханвенг отчитался руководству, что Лида свободна от евреев, а лидского гетто больше не существует. 

В лесном Иерусалиме

Чудом спасшиеся от нацистских экзекуций евреи Лидчины и Новогрудка бежали в Налибокскую пущу – лесной Иерусалим, где действовал партизанский отряд братьев Бельских. Это был семейный лагерь недалеко от деревни Бакшты. Весной и летом 1943 года туда влилась группа узников, сумевших вырваться из лидского гетто. Один из братьев, Тувья Бельский, сказал:

«Друзья, это один из самых счастливых дней в моей жизни. Вот ради таких моментов я и живу – посмотрите, сколько людей сумели выбраться из гетто! Я ничего не могу вам гарантировать. Мы пытаемся выжить, но мы все можем погибнуть. И мы будем стараться сохранить как можно больше жизней. Мы принимаем всех и никому не отказываем, ни старикам, ни детям, ни женщинам. Нас подстерегает множество опасностей, но, если нам суждено будет умереть, мы, по крайней мере, умрем как люди».

Переживший Холокост житель Вороново Яков Двилянский был одним из тех, кто бежал из лидского гетто в партизанский отряд Бельских. В лесном лагере были организованы мастерские, построены пекарня, прачечная, госпиталь, школа и даже синагога. Люди держали скот, расчищали землю и выращивали ячмень и пшеницу. Только детей, инвалидов, стариков и женщин в отряде было около тысячи. Позже отряд назовут самой выдающейся еврейской организацией сопротивления нацистской Германии в то время. Осенью 1944 года после освобождения Лидчины многие из уцелевших партизан-евреев ушли в Красную Армию и погибли на фронте.

Яков Абрамович Двилянский дошел до Кёнигсберга, получил медаль за взятие города и вернулся в Беларусь, в Лиду, где оплакивал свою семью, расстрелянную 8 мая 1942 года. Спустя годы его сын Михаил побывал на встрече потомков партизан легендарного отряда на месте его стоянки в Налибокской пуще. Ходил по местам, где в 1943-м воевал его папа. Под впечатлением от поездки написал книгу «Музыка еврейского сопротивления». 

– К сожалению, Холокост унес огромную часть еврейской культуры, – сокрушается музыкант. – Все, что осталось в еврейской музыке, – это осколки, которые мы трепетно и старательно собираем…

Здесь каждый метр полит еврейской кровью…

Войска Красной Армии освободили Лиду в июле 1944 года. К тому времени евреев в Лиде практически не осталось. Комиссия содействия ЧГК СССР по Лиде и Лидскому району в 1944 году не смогла назвать точное количество убитых и замученных. В отчете говорилось, что каждая жертва, попавшая в «лапы фашистских захватчиков, проходила длинный тернистый путь, прежде чем дойти до могилы».

После освобождения Лиды с 31 июля по 17 августа 1944 года здесь работала комиссия по расследованию зверств немецко-фашистских захватчиков. Акт комиссии хранится в Лидском историко-художественном музее – огромное бумажное полотно, где расписаны по датам те злодеяния, которые совершали фашисты на территории района. Здесь же свидетельства очевидцев. По свидетельству комиссии, в Лиде в годы Великой Отечественной жертвами фашистских злодеяний стали более 12 тысяч человек – примерно половина населения Лиды. 

Из всего еврейского населения Лидчины спаслись и выжили лишь 300 человек, возвратились в Лиду – семь. Страшные факты лидского Холокоста засвидетельствованы в собрании на иврите «Летопись Лиды». Из общего числа погибших в поименном списке смогли установить фамилии более 3,5 тысячи евреев.

В сердцах и камне 

  На окраине Лиды в лесном массиве создан мемориал – комплекс обелисков в память о жертвах Холокоста. На месте массового расстрела 6 700 евреев 8 мая 1942 года возведены две скорбные женские фигуры из металла – олицетворение безутешного горя. Здесь же мраморные плиты и два блока с надписями на русском языке и иврите: «1942. В этой братской могиле захоронены замученные немецко-фашистскими захватчиками 6700 жителей г. Лиды». Автор скульптурной группы – Александр Тухто. Мемориал возведен по инициативе Еврейского мемориального общества под руководством бывшей учительницы средней школы №15 Тамары Бородач на средства, пожертвованные еврейской общиной и выходцами из Лиды, проживающими в разных странах мира. 

На месте расстрела евреев в марте 1943 года спустя 60 лет установлен памятник скульптора Ричарда Груши. На двухметровой гранитной плите – шестиконечная звезда Давида и надпись на иврите и русском: «Вечная память евреям Лиды и Вильнюса, зверски уничтоженным немецкими нацистами и их пособниками за принадлежность к еврейскому народу в 1942-1943 (5702-5703) гг.». Отдельная плита лежит над братской могилой, известной как «детская».

Ежегодно 8 мая в этом скорбном месте собирается лидская еврейская община, приезжают евреи из разных уголков мира. Зажигают поминальные свечи, кладут камешки, молятся, плачут. У многих здесь лежат семьи и родные. Люди благодарны лидчанам за то, что они ухаживают за захоронениями, благоустраивают территорию вокруг, чтут память и продолжают еврейские традиции. Над захоронениями также шефствуют школьники лидских средних школ №13 и №15.

– Тему Холокоста раскрывает один из разделов нашего музея, созданный на базе стационарной выставки «Грозно грянула война», – рассказывает директор Лидского историко-художественного музея Ольга Пилипчук. – Основной сюжетной линией послужила картина Владимира Мурахвера «Януш Корчак», которая является частью инсталляции: от нее тянутся нити к предметам личного обихода, найденным во время раскопок еврейской могилы в марте 1943 года. 

Недавно музей совместно с прокуратурой Лидского района открыл временную экспозицию о геноциде белорусского народа «Памятью живы». 

Сегодня региональное мемориально-культурное общественное объединение евреев Лиды насчитывает 85 человек. Представители многострадального народа делают все возможное, чтобы сохранить свою историческую память, идентичность и жить в согласии со всеми нациями и народностями райцентра. 



– Главная задача нашего объединения – сохранение исторической памяти, культурного наследия и традиций еврейского народа как части истории Беларуси, – отмечает его председатель Татьяна Мелевич. – Не менее важно для нас воспитание подрастающего поколения в еврейских традициях и оказание помощи социально незащищенным людям, инвалидам, старикам.

Объединением реализуется проект «Воскресные семейные инициативы», организовываются праздники, встречи, поездки, общинные программы. Делом чести лидские евреи считают поддержание порядка на мемориале, участие в Республиканском фестивале национальных культур в Гродно. 

– Это огромное достояние нашей страны – мирное, братское сосуществование всех наций и народностей, – Татьяна Мелевич выражает мнение всех членов общины. – Во имя светлой памяти всех безвинно погибших во время Великой Отечественной войны мы обязаны сберечь мир и никогда не допустить возрождения нацизма.

"Гродненская правда".

Читайте ещё:



Оставить комментарий