ivyenews.by

Время собирать камни. В г.п. Юратишки на месте кладбищенской церкви будет установлен памятный знак

О малой родине

В Юратишках на месте старого кладбища (ныне парка) сохранились фрагменты церкви Святого Иоанна Богослова. Уроженец городского поселка, ныне житель г. Минска, доктор исторических наук, профессор Сергей Стренковский обратился в райисполком с просьбой восстановления часовни: «Работая сейчас по просьбе Лидской епархии над книгой о судьбах Православия на территории Лидского района, ещё раз убеждаюсь, сколько наследия, созданного трудами наших предков, стерто из нашей памяти, как в результате действий внешних врагов, так и в результате «трудов» наших доморощенных «Иванов, не помнящих родства». Поэтому я обратился в райисполком с просьбой рассмотреть вопрос о возможности восстановления кладбищенской церкви/часовни Святого Иоанна Богослова на старом кладбище в Юратишках».

– С целью установления местонахождения разрушенной церкви Святого Иоанна Богослова территория недействующего кладбища была обследована комиссией – рассказывает председатель Ивьевского районного Совета депутатов А Хвасько. - В результате работы комиссии найдены остатки фундамента разрушенной церкви. На месте бывшей кладбищенской церкви Святого Иоанна Богослова на недействующем кладбище в г.п. Юратишки до 10 мая 2023 г. будет установлен памятный знак.

 

Чем же
интересна история
кладбищенской церкви?
Об этом Сергей Стренковский рассказал журналистам районки.
«История приписной кладбищенской церкви Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова начинается на заре XIX века, однако не в местечке Юратишки, а в соседнем, ныне не существующем имении Крылишки.
Согласно акту ревизии Николаевской церкви в Юратишках от 11 декабря 1819 года приписная часовня в Крылишках отстояла от приходской церкви на полмили. Была она деревянной, 2 года как отреставрированной на каменном фундаменте. Слово «отреставрирована» может свидетельствовать о том, что церковь здесь существовала и ранее и была восстановлена Франтишкой Пашкевич из рода Стреченов, владевшего имениями Водоли и Крылишки еще в XVII веке.
По благословению викария Литовско-Виленской митрополии епископа Оршанского Адриана (Головни) часовня была освящена 19 июля 1819 года как приписная к приходской церкви в Юратишках. Документом от 6 августа 1819 года Франтишка Пашкевич назначила на содержание часовни 100 злотых в год, которые в дальнейшем и выплачивала.
Службы в Крылишской часовне с разрешения епископа Адриана, данного 17 июля 1819 года, проходили в день Преображения Господня (что свидетельствует о том, что храм был освящен во имя Преображения), а также по случаю исполнения духовных треб для прихожан в обычные дни.
Чтобы храм не оставался без обеспечения, Франтишка Пашкевич своим завещанием от 8 января 1823 года определила на его содержание 9 тысяч злотых, 2 волоки (более 42 га) земли и 2 крепостных крестьян: Лаврентия Зенюка и Антония Карпутя с семьями. Кроме того, Франтишка обязывала своих наследников построить дом для священника. Как и ранее, наследники должны были платить священнику по 100 злотых в год за проведение молебнов. После смерти Франтишки Пашкевич ее наследники, не собираясь выполнять ее волю, сразу опротестовали завещание в суде. Как свидетельствуют архивные документы, дело надолго застряло в судебных и чиновничьих кабинетах. Только 14 ноября 1838 года Виленское губернское правление решило удовлетворить требование консистории о передаче завещанного священнику Юратишковской церкви.

Фрагмент плана Юратишек 1938 года
(на кладбище обозначено кружком с крестиком место церкви)

Часовня переехала
на приходское кладбище
В 1854 году бывшая часовня из имения Крылишки была перевезена на приходское кладбище в Юратишках и собственными издержками священника Иосифа Фалевича и прихожан перестроена в кладбищенскую церковь.26 сентября 1859 года она была освящена ошмянским благочинным Даниилом Петровским при сослужении местного священника Иосифа Фалевича во имя Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.Отец Иосиф, прослуживший в Юратишках более полувека, после своей кончины в 1875 году был похоронен рядом с возведенной им церковью. Там же упокоились его дети и внуки.
Иоанно-Богословская церковь в то время находилась на расстоянии 1 версты от местечка Юратишки. Здание было деревянным на каменном фундаменте. Внутри имелись хоры. В плане церковь имела вид продолговатого креста. Крыша была гонтовая на пять скатов, увенчанная железным крестом. В описании 1904 года сказано, что новый Святой Антиминс из шелковой материи был освящен Высокопреосвященнейшим Ювеналием, архиепископом Литовским и Виленским, в 1901 году. На престоле находилась медная дарохранительница весом 1 кг. На горнем месте находилась икона Божьей Матери высотой 107 см, шириной 85 см, писанная на дереве, в медной ризе и золоченой раме. Над жертвенником помещалась икона Божьей Матери высотой 85 см, шириной 58 см, в простой раме. Одноярусный иконостас был покрашен в голубой цвет, имел решетчатые Царские врата. По правую сторону их находилась местная икона Спасителя, по левую – Божьей Матери. Эти обе иконы были написаны на дереве, имели высоту 111 см, ширину – 58 см. В молельном зале имелись иконы Распятия Спасителя высотой 142 см, шириной 85 см и Божьей Матери высотой 85 см, шириной 67 см, написанные на полотне, в простых рамах.

Устроить парк
для отдыха
и гулянья
С 1938 года богослужения в кладбищенской церкви не проводились, она нуждалась в капитальном ремонте. Еще более ухудшилось состояние храма во время войны. По сути дела, от церкви остались «стены и гнилая крыша, всё остальное растащили в военное время». На этом основании Юратишковский райисполком в 1946 году отказался внести кладбищенскую церковь в договор о передаче православной общине еехрамов.
Священник Владимир Насекайло, который в то время был настоятелем Николаевской церкви в Юратишках, обращался с просьбой разрешить проведение капитального ремонта в райисполком и к уполномоченному по делам Русской Православной Церкви по Молодечненской области в 1948, 1950, 1952 и 1953 годах. На все обращения получал отказ на том основании, что кладбищенская церковь на учете не состоит и богослужение в ней не проводится. Такой вот бюрократический круговорот: на учет не берем, так как нуждается в ремонте, а ремонтировать не разрешаем, так как не состоит на учете.
8 февраля и 30 марта 1954 года были направлены запросы новому уполномоченному Казакову. Как писал отец Владимир в епархиальную канцелярию: «Переписка ведется, время идет, часовня гниет, и ее уже начинают тайком разбирать на дрова, а власть имущие, по некоторым соображениям, и по сей день не разрешают означенную часовню привести в порядок, хотя она и является государственной собственностью».
Лишь в конце июня 1954 года уполномоченный устно через секретаря епархии по Молодечненской области протоиерея Алексия Маевского передал, что часовня у него на учете не состоит и следует обращаться в райисполком, куда отец Владимир 5 июля направил очередное письмо. Однако ответа долгое время не получал. Когда же он посетил исполком с целью «выяснить причину молчания», то ему ответили, что письменного ответа не будет, а разрешения он не получит, так как здание старое, богослужения в нем не совершаются и необходимого количества материалов на ремонт у исполкома нет.
В конце концов, 15 ноября 1955 года отца Владимира вызвал председатель Юратишковского райисполкома Асененко и заявил, что «райисполком вынес постановление закрыть Юратишковское православное кладбище и на таковом кладбище устроить парк для отдыха и гулянья», так как оно находится в центре местечка и этого требует областная санитарная комиссия. Это решение было выслано в Молодечно на утверждение облисполкома. Православным обещали отвести участок под кладбище в ином месте. Судьба же церкви никого не волновала. Настоятель писал, что «вышеуказанное постановление райисполкома вызвало страшное возмущение среди верующих прихожан». Вскоре полуторавековой храм был окончательно уничтожен.

Что сохранилось

Следует заметить, что нынешнее старое кладбище в Юратишках первоначально располагалось за пределами местечка и имеет столь же древнюю историю. Создано оно было при проведении волочной померы в середине XVI века. На момент проведения судебной оценки в 1784–1785 годах в ходе разбирательства эксдивизорско-таксаторского суда, который занимался долгами братьев Каэтана, Андрея и Тадеуша Костялковских более чем 80 кредиторам, в ревизии местечка Юратишки отдельно указано кладбище за местечком площадью 1 морг 24 прута (0,62 га).
На плане земель Юратишковской православной Свято-Николаевской церкви 1861 года территория, на которой находится кладбище, названа «Замогильник». Площадь кладбища на нем обозначена уже в 1 десятину 1 600 саженей (около 2 га). По форме кладбище близко к трапеции. Расположено оно на невысоком возвышении.


В архивах сохранились копии метрических книг с записями об умерших: за конец XVIII – начало XIX века – в Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге, за первую треть XIX века и 1843 год – в Литовском государственном историческом архиве в Вильнюсе, с 1860-х годов – в Национальном историческом архиве Беларуси в Гродно.
Кроме фамильного захоронения рода Фалевичей, около места расположения Иоанно-Богословской церкви также сохранился памятник на могиле жены священника Свято-Николаевской церкви Вячеслава Бурятинского Веры и их сына Василия.

Памятник семье
священника В. Бурятинского

После закрытия кладбища в 1956 году на его территорию согласно генеральному плану застройки Юратишек планировалось продлить парк культуры и отдыха. В связи с этим советские власти не разрешали благоустраивать могилы. Памятники сейчас в основном повалены, кресты на большей части были сбиты вандалами. Сохранился ряд деревянных крестов на поздних захоронениях со стороны ул. 40 лет ВЛКСМ. Самые старые памятники находятся со стороны ул. Советской, у откоса, в виде грубо стесанных с одной стороны валунов с выбитым на них крестом, которые могут датироваться 1840-ми годами».

Хотите читать актуальные новости Ивья и Ивьевского района первыми? Подписывайтесь на наш Телеграм-канал по ссылке https://t.me/ivyenews

Ирина Бутурля.
Фото С. Стренковского.

Читайте ещё:



Оставить комментарий