ivyenews.by

Об изменениях законодательства, касающихся административной ответственности граждан. Основания применения иных мер административного воздействия

РОВД информирует

С 1 марта 2021 года вступили в силу Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.01.2021 (далее - КоАП) и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.01.2021 (далее - ПИКоАП).

Главная особенность Кодексов - закрепление приоритета профилактических мер воздействия перед наказанием. В этих целях в Общей части КоАП устанавливаются принципиально новые правила наложения административных взысканий и освобождения от ответственности.

Особенная часть КоАП переработана с целью исключения формальных, устаревших и не востребованных правоприменителем составов административных правонарушений, а также составов, по своей правовой природе относящихся к сферам гражданско-правовой или дисциплинарной ответственности. В частности, по этим критериям исключены порядка 110 статей об ответственности.

Как уже отмечено, одна из наиболее существенных новаций КоАП - институт профилактических мер воздействия на правонарушителя. Их ключевая особенность - отсутствие правовых последствий привлечения к административной ответственности. То есть лицо, к которому применены профилактические меры воздействия, не будет считаться подвергавшимся административному взысканию.

К таким мерам относятся:

устное замечание - подразумевает разъяснение физлицу противоправного характера и общественной вредности совершенного им административного правонарушения и предостережение о недопустимости противоправного поведения с его стороны;

предупреждение заключается в письменном предостережении лица, совершившего административное правонарушение, о недопустимости противоправного поведения с его стороны и последствиях повторного совершения административного правонарушения;

меры воспитательного воздействия, которые применяются в отношении несовершеннолетних, которые совершили административное правонарушение. Этому вопросу посвящена самостоятельная глава в новом КоАП, которая состоит из 6 статей.

Так, при освобождении несовершеннолетнего от административной ответственности в целях воспитания к нему могут применяться следующие меры воспитательного воздействия:

разъяснение законодательства;

принесение извинений потерпевшему;

обязанность загладить причиненный вред;

ограничение досуга.

В отношении несовершеннолетних могут быть применены как одна, так и несколько мер воспитательного воздействия.

Эти меры будут применяться в зависимости от ситуации и личности несовершеннолетнего. При этом предусматривается возможность освобождения несовершеннолетнего от административной ответственности с применением предупреждения вне зависимости от категории совершенного правонарушения. И только когда все эти меры не дадут эффекта - несовершеннолетний будет подвергнут взысканию.

Новый КоАП предусматривает также категоризацию правонарушений в зависимости от степени общественной вредности и тяжести последствий. Все административные правонарушения разделены на три категории, а именно: административные проступки; значительные административные правонарушения; грубые административные правонарушения.

Проступками являются правонарушения, за которые налагается административный штраф, исчисляемый в базовой величине (далее – БВ): для физических лиц менее либо равно 10 БВ, ИП - 25 БВ, организации - 50БВ.

Значительными считаются административные правонарушения, за которые налагаются такие взыскания, как конфискация, депортация либо штраф. При этом последний исчисляется в размере, определенном в процентах либо кратном отношении к стоимости предмета правонарушения, сумме ущерба, сделки или дохода, полученного в результате такой сделки, разнице между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации товаров (работ, услуг). Штраф, взыскиваемый за значительные правонарушения, также может исчисляться в БВ, но обязательно в размере, превышающем: для физических лиц 10 БВ, ИП - 25 БВ и организации - 50 БВ.

Грубыми считаются правонарушения, за которые налагаются такие взыскания, как общественные работы, административный арест, лишение права заниматься определенной деятельностью, а также повторное совершение которых влечет уголовную ответственность.

От категории совершенного деяния будет зависеть характер применяемых мер воздействия.

При совершении впервые административного проступка вместо административного взыскания (как правило, штраф) лицо в обязательном порядке будет освобождаться от ответственности и только предупреждаться.

Предупреждение можно будет применить и по категории значительных административных правонарушений, но в этом случае возможно и наложение административного взыскания. Решение о выборе меры воздействия (профилактическая мера или взыскание) будет приниматься с учетом конкретных обстоятельств произошедшего, наступивших вредных последствий, личности правонарушителя.

При этом в целях обеспечения безопасности на дорогах предусмотрен ряд исключений из общего правила об освобождении от ответственности за впервые совершенный административный проступок. Законодатель выделил 17 наиболее серьезных и часто совершаемых административных проступков, за которые сразу может налагаться штраф. К примеру, это нарушение скоростного режима, проезд на красный свет, нарушение правил проезда перекрестков.

В то же время за грубые правонарушения, связанные с хулиганством, хищениями, насильственными действиями и т.п., сохраняются жесткие меры реагирования вплоть до ареста.

На практике механизм освобождения от ответственности за административные проступки выглядит следующим образом: к примеру, водитель во время движения использует мобильный телефон. Его остановит сотрудник ГАИ и установит, что данное лицо ранее не совершало такого правонарушения. Поскольку данное правонарушение отнесено к категории административных проступков, в этом случае будет проведена профилактическая беседа и вынесено предупреждение.

Если в течение года водитель вновь совершит аналогичное правонарушение, то к нему уже будет применено взыскание в виде штрафа. Если нарушитель признает вину на месте, то применяется ускоренный административный процесс и штраф составит не более 0,5 базовой величины. В случае несогласия нарушителя на ускоренную процедуру процесс ведется по общим правилам и штраф может достигать 2 базовых величин.

Еще одно важное изменение касается сроков, в течение которых лицо считается подвергнутым административному взысканию. Сегодня лицо считается не подвергавшимся административному взысканию по истечении одного года после исполнения административного взыскания.

В новом КоАП заложен дифференцированный подход. Годичный срок сохраняется только для лиц, совершивших грубое административное правонарушение.

Лицо, совершившее административный проступок, не будет считаться подвергавшимся взысканию со дня исполнения наложенного взыскания (к примеру, уплаты штрафа), а значительное административное правонарушение - по истечении шести месяцев.

Прежний КоАП предусматривал 10 видов административных взысканий. В новом КоАП их осталось 8. Из числа административных взысканий исключены: предупреждение и лишение специального права. Другими словами, новый КоАП предусматривает возможность освобождения лица, совершившего административный проступок, от административной ответственности. Общим условием освобождения от административной ответственности является объявление письменного предупреждения.

Освобождение от административной ответственности возможно только в случае совершения таких категорий административных правонарушений, как административные проступки и значительные административные правонарушения.

Освобождение от административной ответственности применяется при одновременном соблюдении следующих условий:

признание факта совершения правонарушения;

согласие на освобождение от административной ответственности;

вынесение предупреждения;

отсутствие административного взыскания в течение года до совершения правонарушения;

неприменение ранее в течение года до совершения правонарушения освобождения от административной ответственности.

Такой вид административного взыскания, как исправительные работы, заменен новым видом - общественные работы. Между ними есть существенная разница. Первые отрабатывались по месту работы физлица, освобожденного от уголовной ответственности, и устанавливались на срок от 1 до 2 месяцев. Вторые заключаются в выполнении физлицом бесплатных работ в свободное от основной работы, службы или учебы время, которые направлены на достижение общественно полезных целей.

Общественные работы устанавливаются на срок от 8 до 60 ч и выполняются не более 4 часов в день. Могут налагаться судом только при согласии физлица. При этом к общественным работам не могут быть привлечены:

пенсионеры;

несовершеннолетние;

беременные и лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

инвалиды I и II группы;

иностранцы и лица без гражданства, постоянно не проживающие в нашей стране;

военнослужащие, сотрудники милиции и иные лица, указанные в ст. 4.5 нового КоАП.

В свою очередь, уклонение от выполнения общественных работ является административным правонарушением, которое наказывается штрафом от 2 до 20 БВ или административным арестом.

Новый вид административного взыскания вводится в санкции норм об ответственности только за грубые административные правонарушения в качестве альтернативы административному аресту. Тем самым создается правовая база для минимизации применения ареста за счет использования менее сурового, не связанного с изоляцией от общества административного взыскания.

В последние десятилетие реализуется последовательная правовая политика в области административной ответственности субъектов хозяйствования. Ее суть состоит в том, что за административные правонарушения в экономической сфере в первую очередь следует наказывать непосредственно виновных должностных лиц. Ответственность же организаций рассматривается как дополнительная. Она применяется в тех случаях, когда ответственность работника явно недостаточна в силу того, что нарушение приносит значительный вред интересам государства и общества, а также связано с получением субъектами хозяйствования существенных экономических преимуществ в результате незаконной деятельности.

Этот подход не только сохранен, но и получил дальнейшее развитие. В новом законе он непосредственно закреплен в качестве одного из базовых принципов административной ответственности. Существенно сужается субъектный состав административных правонарушений. В частности, из ряда норм исключены административные взыскания для субъектов хозяйствования, вводятся дополнительные ограничения по одновременному привлечению к административной ответственности юридических лиц и их работников. Обращаясь к цифрам, необходимо отметить, что в новом КоАП количество составов, предусматривающих ответственность юридического лица, сократилось в сравнении с действующим законом более чем на 15 %.

В новом КоАП были осовременены подходы ко многим административным правонарушениям, в том числе исключены неактуальные составы. Всего исключено 110 из ныне действующих норм. Так, гл. 23 прежнего КоАП, в которой были сгруппированы административные правонарушения против порядка управления, насчитывала 89 самостоятельных статей. В новом КоАП аналогичные правонарушения сгруппированы в гл. 24, которая носит такое же название, но в ней осталось всего 59 самостоятельных статей.

Значительная часть составов правонарушений в новом КоАП по сравнению с прежним подверглась корректировке, половина из них изложена по-новому.

В некоторых случаях состав правонарушений не менялся, скорректирована только нумерация статей КоАП, но при этом в 230 статьях административные санкции были уменьшены.

Вместе с тем, отдельные составы предусматривают ужесточение санкций. Например, за нарушение установленного порядка проведения массовых мероприятий по статье 23.34 КоАП ранее было предусмотрено взыскание в виде предупреждения, или штрафа до 30 БВ, или административного ареста. В новой редакции предусмотрен штраф до 100 БВ, или общественные работы, или административный арест.

При этом за повторное совершение указанного правонарушения в течение года предусмотрены штраф от 20 до 200 БВ, или общественные работы, или административный арест (ранее - штраф от 20 до 50 БВ или административный арест).

Изменения в ПИКоАП не носят такого глобального характера, как в КоАП. В частности, в новом ПИКоАП изменен подход к перечню органов, которые уполномочены вести административный процесс. Их количество было значительно сокращено. Так, из компетенции организаций ЖКХ передано органам милиции право на ведение административного процесса, связанного с нарушением правил пользования жилым помещением. Это нововведение обусловлено тем, что именно органы внутренних дел обладают достаточными полномочиями для доступа в ночное время в жилые помещения.

Теперь большинство административных правонарушений, относящихся к категориям административных проступков и значительных административных правонарушений, с согласия правонарушителя будут разрешаться в ускоренном порядке. В связи с этим, в отличие от действующего закона в новый ПИКоАП включена специальная глава с детальной регламентацией такого порядка. Положениями этой главы регулируются процессуальные вопросы применения профилактических мер воздействия, а также наложения взысканий при фиксации правонарушений автоматическими системами и в ходе судебного разбирательства. Здесь же установлен упрощенный порядок разбирательства на месте совершения правонарушения при признании физическим лицом своей вины.

Оптимизирована подведомственность административных дел с целью исключения у контролирующих органов дублирующих функций.

С целью сокращения излишнего документооборота урегулированы вопросы применения современных информационных технологий при ведении административного процесса.

В числе наиболее существенно изменяющих правовое регулирование норм - расширение перечня оснований для закрытого рассмотрения дела об административном правонарушении и мер обеспечения административного процесса.

Так, суд сможет рассмотреть дело в закрытом порядке в целях обеспечения безопасности участников административного процесса, их близких родственников. Новые меры обеспечения административного процесса заключаются в возможности временного ограничения права на выезд из Республики Беларусь, на управление транспортными средствами, на охоту. Эти меры могут применяться судом на этапе рассмотрения дел об административных правонарушениях против порядка управления в целях обеспечения исполнения постановления о наложении штрафа.

А.Ерохин, первый заместитель начальника Ивьевского РОВД.

Читайте ещё:



Оставить комментарий