ivyenews.by

Человек на своем месте!

О людях...

19 октября исполняется шестьдесят лет руководителю районной жилищно-коммунальной службы, директору РУП ЖКХ Александру Александровичу Шляхотка.

Родился в д. Урочь Слонимского района, между Жировичами и Слонимом, на самом краю Гродненской области, на границе с Ивацевичским районом Брестчины. Работали на земле родители: семья многодетная, две сестры еще.
Окончил среднюю школу в 1977 году, поступил на дневное отделение факультета электрификации БИМСХ (ныне БАТУ), получив профессию инженера. По окончании вуза в 1982 году был направлен по распределению в Новогрудский район в "Сельхозхимию".
С 1984 года трудовая деятельность связана с Ивьевщиной. Стоял у истоков создания "Сельхозхимии" в районе, где работал инженером-технологом, главным инженером. Руководил в то время организацией В. Жевняк.
Широкий спектр обязанностей был у инженера: обеспечивали минеральными удобрениями сельхозпредприятия района, активно эксплуатировали торфяные разработки, поставляли колхозам доломитовую муку, средства защиты растений, яды. У "Сельхозхимии" имелся многочисленный штат работников, техника, автопарк, объемы работ были значительными - это была прекрасная школа. В 1987-м году являлся инструктором райкома партии. Прошел административную школу, постигал опыт управления экономикой.
В 1991 году Александр Александрович приходит на работу в ПО ЖКХ, руководителем организации в то время был В.В. Сазанович.
23 марта - это день, с которого началась эпоха Шляхотка. Этот день помнят старожилы-подчиненные. Началась новая эпоха, которая успешно продолжается и в наши дни. Двадцать два года он руководит коммунальной службой. Был и главным инженером, и исполняющим обязанности руководителя. Имелся небольшой перерыв в работе на должности руководителя во времена руководства районом В.Н. Прокопика, но все вернулось на круги своя.
Говорят, что незаменимых нет, но жизнь зачастую опровергает эту заезженную истину.
Работа в сфере ЖКХ стала семейным делом.
Супруга Светлана Анатольевна работала также в коммунальной сфере, администратором в гостинице, ныне на пенсии.
Так что семейный стаж в коммунальной сфере следует увеличить еще на значительный отрезок.
В семье двое детей. Сын Александр работает в Минске в проектном институте, агроном по профессии, специалист в области защиты растений, занимается вопросами мелиорации. Дочь Людмила закончила лингвистический институт, интернатуру, некоторое время работала преподавателем в этом же вузе, преподавала немецкий язык в Германии в старейшем Марбургском университете с богатейшей историей. Марбург - старинный город, Ломоносов учился здесь, жили братья Гримм, Мартин Лютер. На ум приходит известнейшее стихотворение Бориса Пастернака "Марбург" с "шахматными" строками: " И тополь - король. Я играю с бессонницей. И ферзь - соловей. Я тянусь к соловью…".
В настоящее время дочь преподает немецкий язык в частной школе. Немецкому Людмилу учила Мария Брониславовна Боган, тяга к языкам проявилась с шести лет. А дальше был просто упорный труд.
Работа в ЖКХ - это тернистый и нелегкий путь. Как только ни пытались "переформатировать" сферу ЖКХ за последние десять лет: одно вводили, другое убирали. И вот опять за коммунальщиков взялись. Обсуждается новый законопроект. К коммунальному вопросу предлагают подойти кардинально, возможно, ввести посредника между потребителем и ЖЭСом.
Двадцать два года руководства жилищно-коммунальной службой - дорогого стоит.
По многим вопросам Ивьевское РУП ЖКХ занимает лидирующие позиции в области. Показатели работы во всех направлениях не ниже среднеобластных.
Если коснуться теплового хозяйства, то многие годы здесь целенаправленно выполняются все необходимые работы, производится качественный ремонт теплокоммуникаций. 98 процентов тепловых труб изолированы, переложены, все трубопроводы, проработавшие больше 12 лет, заменены. В последнее время такие работы велись по улицам Чапаева, Карла Маркса. В прошлом году произведена замена 215 км труб, если ранее за год таких работ выполнялось максимум километров на 12. В настоящее время лишь 10-12% подлежат замене, можно работать не спеша и основательно. Не вызывают риска магистральные трубы - это гарантия от форс-мажорных обстоятельств.
Сколько труда положено - и пером не описать. Через тернии к звездам - в зависимости от роста цен на энергоресурсы приходилось переоборудовать котельные с мазута на газ, а нынешние - на щепу. Веление времени. 98,7% котельных в топливном балансе предприятия - твердые виды топлива (дрова, щепа). Себестоимость газа и местных видов топлива, экологическая выгода - несопоставимы. Нет проблем с сырьем, в наличии машины для переработки древесины в щепу.
Водопроводно-канализационное хозяйство также приведено в порядок.
Станцию второго подъема на выезде из города построили где-то в 1996 году, она была рассчитана немного на другие реалии. Сегодня с гарантированным запасом в 2000 кубов воды в емкости подача воды регулируется бесперебойно, 1000 -1200 кубов воды в сутки обеспечивается потребителям. Нет проблем в городе с водой, магистральный водопровод эффективно эксплуатируется.
В рамках государственной программы "Чистая вода" реконструированы станция обезжелезивания, приведена в соответствие с требованиями жизни станция 2 подъема воды. А ведь был период, когда на 4-5 этаже вода текла слабым иссякающим ручейком, возникали в летний период проблемы с поливом огородов.
Есть небольшие проблемы с водой по району, но они устраняются.
Проведены работы по очистке воды в Гераненах, Лаздунах, две станции обезжележивания воды будут введены в действие в следующем году: в Липнишках и еще одна в Лаздунах.
Реализация программы "Чистая вода" до 2025 года позволит решить эту важную проблему стратегически на долгие годы.
С привлечением средств европейских фондов в 2018 году реконструирован водозабор по ул. К. Маркса со строительством станции обезжелезивания воды.
На обслуживании РУП ЖКХ находится 117,5 тыс. кв. м. жилья, из них около 113 тыс. кв. м. в городе. Проблемы по ремонту и эксплуатации жилищного фонда успешно решаются.
У коммунальщиков нет кадрового голода. Среднесписочный состав организации - 272 человека, из них специалистов - 44 человека, 18 инженерно-технических работников. Сплав молодости, энергии, опыта: средний возраст работающего составляет 47 лет.
Работает 6 молодых специалистов. Пытались внедрить систему целевых направлений, но ритм жизни вносит свои коррективы.
Можно назвать имена людей, которые оправдывали высокое звание коммунальника: горничная гостиницы Галина Мечиславовна Банцевич, начальник участка Владимир Георгиевич Барановский, мастера Вячеслав Михайлович Волохин и Франц Станиславович Нехведович, заведующий баней и мастер по благоустройству Иван Францевич Холяво, начальник участка Иосиф Иванович Жабинский, начальник участка ВиК Ольга Николаевна Микулко, главный бухгалтер Янина Ивановна Кот и многие другие коммунальщики с большой буквы.
У многих ветеранов ЖКХ только две записи в трудовой - о приеме на работу и об уходе на пенсию.
В лихие 90-е система ЖКХ не потеряла своих наработок, не деградировала, не скатилась в пропасть. Удалось сохранить и модернизировать насосное оборудование, приспособить к требованиям дня текущего котельные, центральные тепловые пункты. Если совсем недавно, исходя из имевшегося оборудования и состояния коммуникаций, потери тепла составляли 32%, то в настоящее время они на уровне 10% при нормативе до 12%.
Хотелось бы более достойных зарплат, большего количества потребителей - но все как говорится, в собственных руках и зависит от экономического развития страны в целом.
Касается каждого без исключения вопрос оплаты жилья. В рамках государства тарифы на оплату услуг жилья возрастают постепенно и в разумных пределах. Стопроцентная оплата расходов по содержанию жилья - вопрос будущего.
В Беларуси в 2020 году тарифы на услуги ЖКХ будут повышать в два этапа, сообщил заместитель премьер-министра Владимир Кухарев. Он отметил, что ежегодно рост данных тарифов в стране не превышает $5. Этому способствует снижение затрат в ЖКХ, что, в свою очередь, позволяет практически по всем видам услуг выйти на их себестоимость. Белорусы уже оплачивают на 100% большинство услуг, кроме отопления и горячего водоснабжения. Планы правительства: повышение оплаты услуг ЖКХ возможно только индексацией.
В текущем году в Ивьевском районе был проведен мониторинг качества услуг жилищно-коммунального хозяйства. Жителей просили оценить их удовлетворенность услугами по вывозу отходов, тепло- и водоснабжения. Полученные результаты показывают, по каким направлениям Ивьевское РУП ЖКХ достигло хороших результатов, а где еще есть над чем работать.
Нынешний мониторинг проводился в апреле-мае 2019 года и состоял из двух частей. Один блок вопросов был посвящен обращению с твердыми коммунальными отходами, а второй: тепло- и водоснабжению. Карточки мониторинга с вопросами заполнялись в бумажном виде и онлайн на странице инфоцентра о работе коммунальных служб г. Ивья.
На вопросы, касающиеся отходов, ответило 186 жителей индивидуальных и 107 жителей многоквартирных жилых домов. Услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов участники мониторинга оценивают положительно: самую высокую оценку - "5" (отлично) поставили 42% жителей индивидуальных и 44% - многоквартирных домов, на "4" (хорошо) оценили 27% жителей индивидуальных и 22% жителей многоквартирных домов. Довольны регулярностью вывозов отходов более 76% в каждой из групп. Единственной слабой стороной в сфере обращения с отходами оказалась осведомленность жителей о возможности сдать отходы электронного и электрического оборудования. Что сделать со старыми холодильниками и телевизорами, не знают 56% жителей индивидуальных и 52% - многоквартирных домов. К слову, старую технику можно либо самостоятельно привезти в приемный пункт Ивьевского РУП ЖКХ, или оставить на предприятии заявку на вывоз.
Услуги по водо- и теплоснабжению оценили 198 жителей индивидуальных и 104 жителя многоквартирных домов. Питьевую воду, как прозрачную оценили по 67% и 68% в каждой из групп. По 14% респондентов в каждой из групп отметили, что вода жесткая. Около 2% указало, что питьевая вода содержит хлор, что не соответствует действительности, так как Ивьевское РУП ЖКХ уже несколько лет не использует хлор для очистки воды. Оценивая, как подается питьевая вода в дома, 43% респондентов в каждой из групп отметили, что она подается без перебоев, редкие перебои заметили 37% жителей индивидуальных и 44% жителей многоквартирных жилых домов.
Оценка качества теплоснабжения показала, что 58% жителей индивидуальных домов и 37% жителей многоквартирных домов наблюдают температуру в помещении выше 18С0, что является нормой. Перебои в теплоснабжении отметили лишь 13% респондентов из индивидуальных и 7% из многоквартирных домов.
В одном из вопросов анкеты нужно было указать, готовы ли респонденты платить больше за услуги ЖКХ, если вырастет их качество. В индивидуальных домах за услуги по сбору и вывозу отходов готовы платить больше 16% респондентов, за водо- и теплоснабжение - 17%. В многоквартирных домах за услуги по сбору и вывозу отходов готовы платить больше 25% респондентов, за водо- и теплоснабжение - 18%.
Мониторинг качества услуг ЖКХ проводился в рамках проекта "Потребность в эффективном управлении жилищно-коммунальных хозяйством", финансируемого Европейским союзом.
Кадры решают все. Эта старая формула всегда будет актуально.

От имени всех ивьевчан, пользующихся коммунальными услугами, хочется поздравить Александра Александровича Шляхотка с юбилеем, пожелать здоровья, семейного благополучия, дальнейшего развития и процветания жилищно-коммунальной службы.

В. ПОБОЛЬ.
Фото С. ЗЕНКЕВИЧА.

Читайте ещё:



Оставить комментарий