Тот, кто хоть немного знаком с творческой деятельностью Михаила Станиславовича Колышко и его труппы, знают, что трабчане для каждой новой постановки выбирают непростые пьесы. Это всегда повод для раздумий, глубокий смысл, отдельно взятая философская проблема. Это вопрос, на который ты не всегда и не сразу можешь ответить, но, вместе с тем, понимаешь, что отвечать надо и все равно придется, хотя бы самому себе…
Итак. Спектакль по пьесе интересного, популярного российского автора Олега Козырева "Под маской".
"Под маской" - это насмешка над попытками современных женщин быть не теми, кем они являются на самом деле, а носить маски, которые их выставляют (по мнению этих женщин) в более выгодном свете. Идея не так уж и нова. Как всегда - противостояние Добра и Зла, борьба за души людей.
Сюжет пьесы очень интересный. В начале пред нами появляется Сатана. Он же - продавец масок. Он произносит вступительное слово. Тайком рассказывает зрителям секреты некоторых масок. Затем представляет четыре маски, которые собирается продать.
Мгновенно появляются покупательницы. И дьявол - продавец без особых трудностей продает им свой товар, с непременным условием - не снимать маску никогда. И цена низкая - всего одна условная единица. Черный юмор в том (это выясняется в конце действа), что эта условная единица - не что иное, как душа.
…Многие люди в масках. Пробуют снять одну, надевают другую, оправдывают это жизнью, но маски - не что иное, как наши поступки, наша не совсем здоровая душа. Смотришь спектакль и появляется ощущение, что в роли Сатаны в жизни порой выступают именно близкие люди - родители, супруги, дети, друзья. Все чего-то ждут от тебя, заставляют делать то, что тебе совсем не по душе, ломают твои мечты, твои желания и заставляют или просят надеть маску благополучия, карьеры, семьи и т.д.
Но самое страшное, когда в роли Сатаны выступает твой собственный разум или тело, поддающиеся соблазну, которые затыкают свои "уши", чтобы не слышать, как стонет Душа…
В конце спектакля на сцене встречаются Иисус и Сатана, как бы подводя черту сказанному. И мы понимаем, что борьба со злом продолжается. И зритель - часть этой борьбы. Черные силы надевают нам маски, светлые делают все, чтобы человек их снял.
Когда Сатана обращается к залу и говорит о том, что многих он знает, что "маски вам очень к лицу, и цена их никакая - одна условная единица - ваша жизнь", становится как-то не по себе. Начинаешь машинально думать о том, что в тебе не твое, в мыслях позволять Богу снять эту маску…
Карьера, Красота и Здоровье, Семья, Легкомыслие… Все эти маски сами по себе не кажутся такими уж страшными. Пожалуй, изначально отрицательным из них является только Легкомыслие. И потому, наверное, душу, облаченную в эту маску, не удается спасти. Ничего же вроде особо страшного не представляет Легкомыслие. Но… Сатана говорит: "откуда знать этой маске, что скоро она встретится с таким же Легкомыслием - пьяным водителем…".
Но и остальные маски заставляют человека терять самого себя, подстраиваясь под те стереотипы и образы, которые смотрят с глянцевых журналов, с заполнившей умы и сердца рекламы.
…Они, Иисус и Сатана, расходятся в разные стороны. Один идет снимать маски, другой - их надевать. Добро и Зло всегда, увы, рядом. Ангел-дворник собирает по сцене маски с помощью метлы и ведра, всматривается в зал, чтобы увидеть и понять, нет ли там того, что он убирает. А затем оставляет на сцене ведро и приглашает желающих сбрасывать туда маски…
Спектакль такой короткий, такой емкий, такой проникновенный! Так оригинально о вечном! Но как же воплотили его образы и тему трабские артисты и их режиссер!
Прекрасно справились со своими ролями Масок Светлана Детченя, Королина Колышко, Маргарита Стефановская, Наталья Макуцевич. Убедительными были маленькие актеры Павел Мингинович и Андрей Жиганов (Ангел тьмы и Ангел света). Как всегда, "классика жанра" этого народного коллектива - Александр Слабко. И мое особое зрительское восхищение вызвала игра Константина Воробья (Сатана). Складывается впечатление, что Трабы просто притягивают талантливых в актерском деле людей. Браво!
В. ГУЛИДОВА.
Фото С. ЗЕНКЕВИЧА.