ivyenews.by

«Ночью врываются немцы в дом Войнило, без всяких видимых причин, без каких-либо объяснений забирают с собой маму…». Уроженец Ивьевщины делится страшными воспоминаниями о войне

Помнить, чтобы жить

22 марта, когда весь белорусский народ вспоминал страшную трагедию в истории своей страны - сожжение фашистскими оккупантами д. Хатынь, где живыми сгорели 146 человек, большинство из которых дети, в редакции нашей газеты раздался телефонный звонок. Восьмидесятитрехлетний житель г. Жлобина, уроженец Ивьевщины, Тадеуш  Станиславович Войнило, увидевший по телевидению передачу о Хатынской трагедии, решил поделиться с нами своими детскими воспоминаниями, которые до сих пор отдаются болью в сердце ...

Совсем недавно, волею случая, мужчина был проездом  в Черневичах, в деревне, в которой родился. Во времена  молодости Тадеуша Войнило здесь были 96 домов, ФАП, магазин, школа. Сейчас пусто. Шагал по своей малой родине, вспомнилось все, буквально до мелочей, особенно то, что до сих пор как нож в сердце - зверства фашистских оккупантов и их приспешников...

- Вспомнилось, как в Черневичах загнали всех жителей деревни в гумно, - рассказывает Тадеуш Станиславович. - И я, малолетний несмышленыш, был с матерью и братьями в том гумне. Мама, Елизавета Захаровна, знала немецкий, возможно это спасло нам жизнь. Ворота в гумне были прикрыты неплотно, маме удалось разговорить немца, тот смилостивился и выпустил четверых женщин с малолетними детьми.

Был в числе узников в гумне и отец, сестра отца Ванда. Им тоже повезло уйти от верной гибели.  Сосед по фамилии Уляшко, сидевший когда-то в польской тюрьме, сделал  подкоп под фундамент. Убежать удалось только половине узников. Спаслись отец, его сестра, приемная дочка.

Приехал транспорт, крытый брезентом, погрузили пленников как скот, отвезли к эшелону. Вывезли в Германию на принудительные работы. Более половины черневичских жителей не вернулись с чужбины.

Партизан было много в окрестных лесах - Налибокская пуща рядом. Даже сообщение было с Большой землей. Десант сбрасывали. От Гавьи до Богданово прошлись партизаны с "рельсовой войной", взрывая "чыгунку", препятствуя снабжению немецкого фронта.

Тем не менее, немцы поймали двоих десантников в окрестностях Кривичей. В Лугомовичах была гмина, там немцы чувствовали себя в большей безопасности.

Ночью врываются немцы в дом Войнило, без всяких видимых причин, без каких-либо объяснений забирают с собой маму. "Скрутили", как на казнь. Позже выяснилось, что немцам понадобился переводчик.

Дети отправились к родной тете, которая жила в Лежневичах, вспоминает Тадеуш Станиславович.  Оказалось, что там  мама была вынуждена работать на немецких солдат - была переводчиком и варила им еду. Одного пленного десантника подкармливала через дыру в сарае. Тот, рассказывала позже женщина, песни русские пел, хотя жизнь его могла закончиться в любую минуту. Вместе с пищей она передала солдату нож. Он при помощи его смог расшатать дверные скобы и  ночью бежал. Попал в партизанский отряд в Налибокской пуще, рассказывал партизанам, кто спас его от гибели.

Последствиями карательной операции по уничтожению партизан становились и массовые устрашительные акции против мирного населения. Партизаны решили всех их принять под свою опеку. Жители деревень Козевичи, Шильвы, Черневичи были в числе тех, кто примкнул к партизанам. Прятались по лесам, эвакуировали детей и женщин,  стариков в болота.

Вспоминает, как будучи маленьким партизаном, в поисках пропитания избороздил все леса и болота, перевелись там и щавель, и крапива.

После одной из стычек с партизанами в Черневичах спалили деревню как партизанскую.

Брата сильно ранили в грудь, ему тогда и 18 лет не было. Между Галуновичами и Черневичами на выгоне приземлился самолет для спасения раненых партизан. Маленький Тадик сам наблюдал, как такой самолет с красными звездами на фюзеляже садился на кривичский луг, как тщательно оберегали его партизаны от немцев. Как быстро погрузили на борт раненых, перетаскивая их с подвод и возов. В числе раненых партизан был и брат.

Его подлечили в тылу и он дошел до победного мая 1945 года. Освобождал Белоруссию, Польшу. Вернулся - вся грудь в орденах. Военные раны залечивал всю жизнь.. Имя его Мечислав Брониславович Юхневич. Похоронен в Черневичах

Тадеуш Станиславович Войнило родился в 1938 году в д. Черневичи. Его отец, закончивший Виленский железнодорожный лицей, служил еще при панской Польше железнодорожником, обслуживал железнодорожную узкоколейку. Сам родом из Тракая. Воспоминания детства: папа приносит угощение - леденцы-монпансье. Отец взял в жены женщину с четырьмя детьми. Красивую и статную белоруску. Пятый ребенок, Тадеуш, стал их общим. Все дети росли дружно, по-христиански, брали пример с родителей. Всех родители поженили, дали дорогу в жизнь.

Сейчас Тадеуш Станиславович Войнило проживает в Жлобине. Всю свою жизнь он проработал энергетиком, имеет много почетных грамот и три медали за труд, награжден почетным знаком "Отличник энергетики".

Закончив учебу в школе и отслужив срочную службу в армии, уехал на целину. Вернулся к матери в д. Черневичи. Поступил в Молодечненский политехникум без экзаменов.

Трудно было прожить на одну стипендию. Пришлось перевестись на завод, учебу заканчивал заочно.

Определяющей в жизни оказалась поездка в министерство энергетики, даже улица запомнилась: Минск, Карла Маркса, 14. Ему, молодому специалисту, предложили работать в только что организованной 3-й мехколонне Северо-западного участка электросетей, которая занималась возведением высоковольтных линий по всему Союзу. Излишне говорить, насколько востребованным был труд. Если быть точным, в 1963 году на Брестчине свет только появился, немногим лучше обстояли дела и на Гродненщине. Немало хуторов на Ивьевщине без света существовало до самых новейших времен.

Сын, дочь и даже внучка и внук -  тоже энергетики, жена -лаборант - энергетик.

Проехал Тадеуш Станиславович всю большую страну с названием СССР вдоль и поперек - Татария, Красноярск, Башкирия, Мурманск...

В. ПОБОЛЬ.

Фото из домашнего архива.

Читайте ещё:



Оставить комментарий