Язык:

Шесть столетий мира и согласия

Главное

Шесть столетий живут на белорусской земле татары, которые разными путями пришли сюда со степей Поволжья и Крыма. Здесь их родина, эту землю их предки вместе с белорусами, поляками и литовцами защищали от врагов. Потомки ордынцев носят имена татар-мусульман, хотя много веков назад перешли на польский и белорусский языки. Сегодня от всех остальных местных жителей их отличает религия.
Ислам, сохраненный татарами в христианской среде, сохранял их в сообществе и выделял среди других народов этой земли. Как считает ряд исследователей, в том числе и наших, белорусских, литовские (или белорусские) татары сложились как народность в XIV-XV вв. в период существования Золотой Орды и после ее распада, когда происходило формирование отдельных тюрко-язычных народностей под общим названием - татары. Особенность формирования литовских (белорусских) татар в том, что территорию, где исторически сконцентрировалась эта народность, занимала не только Беларусь, но и Литва (Жмудь).
Самые древние поселения татар на территории современной Польши образовались в результате переселения на названные земли татар с Великого княжества Литовского. Поэтому, видимо, необходимо сохранить общее название народа - литовские татары. Этим термином уже давно пользуются историки и этнографы.

Менее употребимые, но также попадаются в разных публикациях термины "польские мусульмане", "литовские мусульмане", "белорусские мусульмане", "шляхта-магометане". В последнее время в татарской среде, возможно под влиянием казанских татар, возник еще один термин - "западные татары", татары Беларуси, Литвы и Польши, которые пользуются литовским, польским и белорусским языками, в отличие от крымских, сибирских, волжских татар, что разговаривают на тюркском языке, сохраняет представление про единство народности. Одна из характерных примет принадлежности к упоминаемой народности - славяноязычность. Литовские татары, тюрки с происхождения (они до сих пор имеют достаточно выразительные черты человека Востока), языком и бытом очень близкие к славянам. Однако при этом они понимают свою отличительность. Даже те татары, что приняли христианскую веру и уже давно переженились с христианками, помнят свое татарское происхождение, приязненно относятся к татарам, принимают участие в их культурно-просветительских делах.
Появление в Белорусско-Литовском государстве татар стало итогом его разнообразных сношений с Золотой Ордой. В 1321 г. (согласно некоторым источникам, в 1319 г.) Великий князь Гедимин с помощью татарского войска получил великую победу над крестоносцами.
Мощное государство Гедиминовичей не покорилось Золотой Орде и не платило дань татарам. Задолго до Куликовской битвы (1380 г.), когда русские феодалы были верными вассалами и слугами Чингизидов, литовская династия в союзе с боярством белорусских земель бросило смелый вызов Орде. Именно Вильно на долгие десятилетия стал центром объединения восточнославянских земель.
Однако неверно было бы представлять взаимоотношения ВКЛ с Ордой как только бесконечный период противостояния. Нет, им случалось даже создавать союзы (как в выше упоминаемом случае с Гедимином) против общих соперников. Последнему благоприятствовал и такой факт, что в самой Орде боролись за власть разные группировки, и зачастую князья ВКЛ могли рассчитывать на союз с тем или иным претендентом на трон в Сарае.
На пороге XIV-XV столетий Золотую Орду ослабляли многочисленные династические распри. Это стало одной из причин появления значительного количества татарских переселенцев в Беларуси. После смерти Мамая могущественный владетель Средней Азии Тимур назначил правителем Золотой орды Тохтамыша. Сначала тот достаточно мирно сосуществовал с Дмитрием Донским, который победил на Куликовом поле соперника Тохтамыша - темника Мамая. Однако конфликт между Русью и Ордой не угас, и в 1382 г. Тохтамыш захватил и сжег Москву.
Непомерное его возвышение разгневало Тимура, и 14 марта 1395 г. войска Тимура разбили Тохтамыша. Как пишет арабский историк Шереф ад Дин Йеди в своей "Книге побед": "…Тохтамыш бросил ханство, дом, все, что имел, и, спасая свою жизнь, с несколькими людьми удрал в сторону Булара (Польши), в лесную местность". Далее судьба Тохтамыша уже известна с западных, литовских, польских и других источников.
Заинтересованным и надежным союзником мог стать великий князь ВКЛ Витовт. Тохтамыш был дружелюбно принят Витовтом и поселен, вместе с его придворными, в г. Лиде (Беларусь). Здесь он жил в усадьбе, которую в народе долго называли Тохтамышовым двором. Витовт сразу оценил новые возможности, возникшие с появлением в его государстве бывшего ордынского владыки, который искал помощи, чтобы вернуть себе ханский титул. В 1397 и 1398 годах Витовт сделал два похода на Дон и Крым. В них участвовал и Тохтамыш с дружиной.


С этих походов Витовт вернулся в Вильно со значительным количеством татар - с семьями, скотом, домашней утварью. Позже некоторые историки, в том числе Ян Длугаш (Польша), переселенных татар назвали военнопленными. В 1397 году, как пишет Ян Длугош: "Витовт двинулся против татар… прошел Дон… в окрестностях Волги разгромил татар с названием Орда и много татар с женами и детьми и стадами скота взял в плен и привел в Литву. Половину их он отослал в честь победы королю Владиславу, польским бискупам, аббатам и панам, а половину оставил себе. В Польше пленных окрестили, и в результате смешанных браков татары стали одним народом с поляками. Иначе было в Литве, где Витовт поселил татар в деревнях, и они своими обычаями живут и сохраняют свою веру".
Нигде больше про это не упоминается. Так как на самом деле татары с Крыма пришли в белорусско-литовское государство потому, что Тохтамыша, который участвовал в этом походе, они все еще считали ханом Золотой Орды, чингизидом. Вот за ним - за своим законным правителем - и пошли татары с семьями и собственностью в новые места, где им обещали землю и свободное исповедование мусульманской веры.
Согласно татарской традиции, литовские (белорусские) татары сами себя никогда не считали военнопленными Витовта, поэтому и охотно служили своему белому хану - Витовту, которого называли Ваттад - опорой ислама на западе. Татары, которые имели статус шляхты, сохранили его и в ВКЛ..
Как показывают письменные источники, сами татары считали, что Витовт не привел их силой, а пригласил воевать против крестоносцев.
Про добровольный приход татар в Литву вспоминается и в одном прошении на имя короля польскогоЖигимонта Августа в 1563 г. Анонимный автор "Рисале-татары-Лех" (сочинение о татарах в Польше) пишет: "Утверждение, что татары были поселены как военнопленные, неправильное, так как если бы татары были военнопленными, то давно уже должны были бы стать неверными, однако же, остаются мусульманами". На самом деле, вряд ли есть основания для сомнения, что приведенные Тохтамышем и Витовтом группы служилых татар в 1397-1398 годах и поселенные на берегах р. Вака, а также в Сорока Татарах, Лидском, Трокском, Ашмянском, Новогрудском, Брестском, Минском уездах, возле Черкасс и Канева, не были свободными. Во главе их стояли приближенные к Тохтамышу татарские феодалы, которые пользовались доверием Витовта. Таким образом, началу татарского сообщества на Беларуси положили добровольные поселенцы.
В 1409 году к Витовту прибыл со своим отрядом сын Тохтамыша царевич Джелал-эд-Дин. Великий князь гостеприимно принял его и заключил союз о совместных действиях против Ордена. Татары были временно расселены во владениях великого князя возле Гродно, что означает недалеко от границ с Орденом. Они принимали действенное участие в войне с Орденом в 1409-1411 годах, особенно в Грюнвальдской битве.
Витовт сдержал свое слово - помог после Грюнвальдской битвы Джелал эд-Дину стать владыкой Золотой Орды. Правда, последний продержался на троне недолго, всего несколько месяцев.
В последней четверти XV в. изменилась ситуация на южных рубежах ВКЛ.
Несмотря на череду примирений с ВКЛ, крымские татары предпринимают нападения на земли ВКЛ. Наиболее разрушительными были татарские набеги в 1508, 1510, 1521 и 1527 годах. Ради справедливости необходимо заметить, что крымским ханам сохранять мир с Литвой и Польшей было непросто. Во-первых, отдельные орды не подчинялись центральной власти и по собственной инициативе нападали на ВКЛ и Польшу.
От этих набегов в Литве и Польше остались пленные татары, которые были размещены согласно обычаю, как поселенцы в городах и местечках Беларуси, а также на Волыни. Не подлегает сомнению, что в литовско-польских владениях, включающих сюда Волынь и Подолье, количество вольных поселенцев-татар до этого времени было уже значительным. Поэтому взятая исследователями из одной книги 1616 года цифра - 100 тысяч человек - не должна казаться излишне преувеличенной для определения общего количества татар на землях Польши и Литвы.
Непосредственно в самой Беларуси количество татарских поселенцев определяется 20-25 тысячами человек. Все это великое сообщество отмечено подвижностью и чувством независимости, базирующимся и на законах, благоприятствующих поселенцам, и на умении отстоять, если надо, себя. С этих же причин здесь пленные татары получали личную свободу и землю, с одним только обязательством - нести королевскую службу.. Взаимоотношения белорусских татар и белорусов почти всегда были мирными. Татары настолько сжились с местным населением, что часто даже выступали против своих единоверцев - крымских татар и нагайцев, которые во время грабительских нападений достигали белорусских деревень и городов. Белорусские татары никогда не проявляли попытки завоевать господствующее место в политическом и экономическом положении страны.
Гербы и геральдические знаки XVI-XIX вв. свидетельствуют, что на Беларуси было более 50 известных татарских семейств. Оседлая татарская аристократия превратилась в аристократов - владетелей имений, фольварков и небольших деревень. Большинство поселенцев, однако, были обыкновенными земледельцами. Местечковые и городские татары занимались извозом, огородничеством, скорняжным, кожевенным и портняжным делом, делали посуду. Они заселяли, как обычно, окраины и предместья.
Перед Первой мировой войной (1914-1918 гг.) на территории Северно-Западного края Российской империи жило около 14 тысяч татар-мусульман. Ислам был единой опорой и охраной их культуры от ассимиляции. Татары-мусульмане, живя по соседству со сторонниками других вероисповеданий, сумели сберечь свою веру, свои обычаи, свою культуру. Этому более всего благоприятствовали сохранение мусульманской общины и существование мечети.
Политика советского государства должна была привести к образованию единого сообщества - "советского народа". Но время изменилось. Беларусь установила свою государственность. Принят ряд законов, в том числе и о национальных меньшинствах, о свободе вероисповедания и религиозных организациях, которые образовали так необходимую правовую основу национально-культурного возрождения белорусских татар.

Подготовила
В. ГУЛИДОВА.
Фото из архива редакции.

Читайте ещё:



Оставить комментарий

Ваше имя
Ваше сообщение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реклама

В какой соцсети вы проводите больше всего времени?

Предложить свою новость

Предложите нам свою новость.
Возможно, мы её опубликуем.

Заполните все поля, отмеченные символом *

Наши соцсети

Способы оплаты

PDF-рассылка

Уважаемые читатели газеты «Іўеўскі край»!

Вы можете подписаться на электронную версию нашей газеты, представленную в PDF-формате. Газета будет высылаться на указанный вами адрес электронной почты  по вторникам и пятницам накануне выхода в печать. Подписаться можно, начиная с любой даты. Будьте первыми в курсе свежих новостей Ивьевщины!

СТОИМОСТЬ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСКИ:

– на месяц – 3 руб.;
– на три месяца – 9 руб.; 
– на шесть месяцев – 18 руб.

Подробнее

Наши контакты

р/с № BY47BAPB30152768600140000000

ОАО "Белагропромбанк", г.Минск.
 Код BAPBBY2X,

УНН 500051130.

E-mail: pressa.ik@ivyenews.by

Тел/факс: (01595) 6-96-40

Наш адрес:
231337, Гродненская обл., г. Ивье,
ул. 1 Мая, 18

Ссылки


Ивьевский районный исполнительный комитет

 

 

Please publish modules in offcanvas position.