Оставаться на месте
В прошлом году в лесах страны потерялись более 120 человек. Поход 80-летней пенсионерки из Молодечно закончился тем, что она заблудилась и угодила в болото. Когда женщина поняла, что не знает, в какую сторону идти, позвонила спасателям.— Она рассказала, что приехала к лесу на маршрутном такси, перешла железную дорогу… При разговоре с ней диспетчер посоветовала прислушаться, может, доносится звук движения поезда. Тогда бы стало понятно, откуда начинать поиски, — рассказывает заместитель начальника пожарного аварийно-спасательного отряда Минского областного управления подполковник внутренней службы Александр Журкевич.
Когда спасатели, прибыв в лес, попытались выйти на связь с потерявшейся, телефон был недоступен. Оказалось, что вместо того, чтобы стоять на месте и ждать помощи, она решила попытать удачу и выбраться самостоятельно. В итоге попала в болото. Телефон намок и перестал работать. Благо она справилась с топью и дальше продолжила искать выход из леса.
— Мы всегда говорим, что главное — оставаться на месте и ждать нас. Но люди нервничают и все равно идут. Оттого мы можем за ними долго «гоняться», — отмечает Александр. — Так и с этой бабулей: объезжая очередной квадрат на квадроцикле, наши люди в 100 метрах от лесной дороги заметили размахивающую руками женщину, ей и оказалась наша потерявшаяся.
Квадроциклы в помощь
Как правило, те, кто уверен, что не заблудится, в итоге и теряются.— Такая же ситуация и на водоемах. Тонут ведь чаще те, кто хорошо плавает, —говорит спасатель. — А у нас люди считают, что лес знают, и даже не берут телефон, идя по грибы. В прошлом году половина потерявшихся была без связи. Боятся потерять гаджет. Хотя наличие телефона — это 99 % успеха в поисках.
— После того как поступило сообщение о пропаже, на поиски выдвигаются местные спасатели, им помогают милиция и работники лесничества, которые хорошо знают лес. Если связь с заблудившимися есть, выезжает машина со специальным сигнальным громкоговорящим устройством, которое слышно на расстоянии до полукилометра, — рассказывает Александр. — Все время мы держим связь с потерявшимся, спрашиваем, слышит ли он сирену. Если да, то должен идти на нее. Затем следующий звонок, чтобы экономить батарею на телефоне: звучит ли она ближе теперь? И так работаем до тех пор, пока не найдем человека.
Однако бывают случаи, когда телефон сел или же сеть не ловит. И если связи с потерявшимся нет, нужно понять, где точка входа в лес. Это важный момент, так как становится ясно, куда мог пойти человек. От того, насколько быстро начаты поиски, зависит многое. Поэтому, если пропал родственник или знакомый, нужно сразу же сообщить об этом в милицию или МЧС.
— Первым делом мы обследуем линейные дороги. В помощь квадроциклы и багги повышенной проходимости, преодолевающие болота и чащу. Также есть квадрокоптер. Но его можно поднимать, если лес не густой. Тогда будет толк. Бывали случаи, когда человеку плохо становилось и видео с дрона действительно помогало его найти, — объясняет спасатель.
«А я не заблудился»
В минувшем году в Браславском районе пенсионер, инвалид по зрению, отправился в соседнюю деревню к автолавке за продуктами. В итоге 12 дней провел в лесу.Крики из леса услышала местная жительница и сообщила спасателям. Мужчину доставили в ближайшую больницу. Оказалось, о его пропаже уже написала заявление в милицию соседка и пенсионера искали.
— Есть у нас категория людей, которых мы ищем каждый год, — отмечает Александр. — Например, в Солигорском районе два дня искали дедушку. Ходили, кричали. Когда нашли, оказалось, что он нас слышал. «Так я ведь не заблудился», — удивлялся он. В Логойском районе есть бабушка, которая каждый год теряется. Как правило, у этих людей есть отклонения, им постоянно куда-то надо идти. И это самые сложные ситуации, когда мы ищем человека, а он не хочет быть найденным.
В прошлом году в стране искали 11 детей. Один из случаев произошел в Молодечненском районе. Родители с ребенком приехали на дачу. Ему там не понравилось, он сел на велосипед и поехал назад в Минск. В итоге его нашли в 15 километрах от деревни.
Компас, гаджеты и рация
Старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта БГУ тренер по спортивному ориентированию Сергей Астровлянчик говорит, что большинство современных смартфонов обладает необходимым функционалом для помощи при ориентировании на местности. Кроме встроенных датчиков GPS с подробнейшими картами местности, есть специальные приложения, которые помогают найтись, — они работают по принципу маркеров: на входе в лес поставили маркер на карте, смартфон «запомнил» место и всегда на него укажет.— Если опасаетесь, что потеряется ваш пожилой родственник, который умеет пользоваться только кнопочным телефоном, — ему будет полезен специальный GPS-трекер — компактное устройство в виде брелка или браслета, которое можно брать с собой. Но такой маячок поможет при поисках человека. А самому потерявшемуся от него ни горячо ни холодно. То есть, по сути, он никак не поможет найти самостоятельно путь.
К слову, GPS-трекер в виде браслета в одном из интернет-магазинов стоит 190 рублей.
Часы также могут стать хорошим помощником. К примеру, многие модели спортивных часов оснащены компасом, GPS.
— Есть еще вариант, когда компанией идете в лес, приобрести рации. Но они будут стоить больше 100 рублей. Обычно в комплекте их две, — говорит Сергей. — Однако надежнее всех гаджетов будет компас. Правда, здесь важно отследить, куда показывает стрелка в момент входа в лес. А при определении направления обратного движения нужно крутить компас в руках, а не поворачиваться самому. Это просто неудобно, вы не смотрите по направлению движения.
Не стоит пытаться «повернуть» или заклинить стрелку, наклонив компас или застопорив ее специальным стопором. В этом случае компас будет показывать все что угодно, но не направление на север.