6 июля 1945 года машина ЗИС-5 выехала из Минска. Груз в кузове - продукты - предназначался для бойцов и командиров 262-го стрелкового полка внутренних войск НКВД, размещавшегося в Ивье. ЗИС преодолел какую-то часть пути и приближался к очередному дорожному изгибу, аккуратно притормаживая. В этот момент из-за поворота на хорошей скорости выскочил мощный "Студебеккер". Столкновения избежать не удалось. Находившийся за рулем ЗИСа красноармеец Николай Забара погиб. Его похоронили в Ивье, фамилия бойца есть в паспорте воинского захоронения и в книге "Память" Ивьевского района.
При расследовании происшествия был установлен виновник ДТП. Им оказался инженер-майор Александр Сироткин. Не имея прав на управление транспортом, он уверенно сел за руль и покатил навстречу приключениям. Результат лихачества оказался плачевным. Впрочем, инженер-майор в итоге легко отделался. Он очень удачно попал под амнистию, приуроченную к победе в Великой Отечественной войне, вышел, что называется, сухим из воды. Я захотел узнать подробности о погибшем на дороге красноармейце, стал искать соответствующие документы - и вот тут начались первые странности.
Рядовой Николай Григорьевич Забара оказался 1920 года рождения, до войны жил в селе Ново-Бахмутово на Донбассе. Во время Великой Отечественной попал в 262-й стрелковый полк внутренних войск НКВД. После освобождения Западной Беларуси остался служить в Ивье. Кажется, все понятно, но тут мне в руки попал наградной лист на бойца. Оказалось, что Николай Григорьевич Забара участвовал в Великой Отечественной с июня 1941 года и в какой-то момент войны стал служить в 10-м заградительном отряде 23-й армии. Именно отсюда он попал в подразделение внутренних войск. Однако в наградном листе указывалось, что Николай Забара был родом из Белопольского района Сумской области Украины, родился в 1921 году и имел звание младшего сержанта (а не рядового).
Такая путаница не в одной, а в нескольких деталях не могла не насторожить. Я принялся усиленно "копать" дальше, и тут совершенно неожиданно на горизонте появился еще один Забара - и тоже Николай Григорьевич. Этот третий тоже жил на территории Сумской области, но в другом районе - Шалыгинском. Годом рождения у него значился 1924-й. Этого Забару, не вернувшегося с войны в родные края, сразу после войны стали искать родственники. В результате этих поисков обнаружилась Александра Филипповна Забара-Засоренко, которая сообщила следующее:
"В марте 1944 года я находилась в г. Овруч Житомирской области в эвакуационном госпитале 4652 в должности медсестры. К нам в госпиталь доставили раненых больных с передовой или, вернее, с ХППГ (хирургический передовой передвижной госпиталь), номер госпиталя не знаю. Вместе с ранеными больными был доставлен Забара Николай Григорьевич. Он был ранен в руку и в голову и находился в тяжелом состоянии. Когда мне сказали, что в 1-м отделении есть Забара Николай, я пошла в палату, где он находился. Он был после операции, операция проходила под общим наркозом, он в сознание не приходил. Через некоторое время я снова зашла к нему, он был уже в памяти. Мы с ним объяснились, что он мне - брат, а я ему - сестра (двоюродные). На следующий день всех тяжелых раненых эвакуировали, и вместе с ними Забару Николая Григорьевича. Куда и в каком направлении, мне неизвестно".
Я подумал, что, по всей вероятности, Забара, попавший в госпиталь, к "ивьевскому" отношения не имеет. Однако и с ним есть определенные нестыковки. В справке военно-медицинского музея Министерства обороны СССР, выписанной 25 ноября 1953 года, значится, что в период с 1941 по 1945 годы Забара Николай Григорьевич пациентом военных госпиталей не становился. А как же трогательный рассказ сестры раненого бойца?
Но это еще не все. Детектив с ДТП продолжался, только уже как бы с другой стороны. Со стороны виновника происшествия на дороге Сироткина. О нем я узнал следующее. Александр Сироткин родился в 1914 году, жил в Москве, в Красной Армии оказался в октябре 1939 года. В Великой Отечественной войне участвовал с июля 1941. К 1945 году имел звание инженер-майора и занимал должность начальника подвижной танко-ремонтной базы № 343 3-го Белорусского фронта. Подразделение, которое возглавлял Сироткин, быстро и качественно ремонтировало пострадавшие в боях танки и самоходки. Инженер-майор имел в своем активе ордена Красной Звезды и Отечественной войны 2-й степени, медали "За боевые заслуги" и "За оборону Москвы".
И тут - такой досадный случай на дороге. Не знаю, как это происшествие сказалось на дальнейшей карьере Александра Александровича, однако в год 40-летия Победы - 1985 - он получил юбилейный орден Отечественной войны 1-й степени. Такой же юбилейной наградой был отмечен в 85-м еще один персонаж нашей истории, но об этом - чуть позже.
А Сироткин, как и Забара, тоже оказался не один. В списках военнослужащих я обнаружил фамилию Сергея Сергеевича Сироткина. Он родился в 1907 году, жил в Москве. В Красной Армии оказался в июне 1941 года. На фронте Сергей Сергеевич стал начальником отделения производства 796-й авторемонтной мастерской, в которой ремонтировались машины и… самоходки. Что это, просто совпадение? Или нечто другое?
Вот теперь пора вернуться к Николаю Григорьевичу Забаре. К тому, который родился в 1921 г., служил в заградотряде, а оттуда попал в полк внутренних войск. Это именно ему в апреле 1985 г. вручили орден Отечественной войны 1-й степени. Подождите, это как же? Может, в 262-м полку служили два человека с одинаковой фамилией Забара? Кажется, наш военный детектив только запутывается. Возможно, здесь дело в чем-то другом? Что, если здесь мы наткнулись на легендированную биографию представителя какой-нибудь советской спецслужбы, например, СМЕРШа?
Я бы не отбрасывал подобный вариант. Например, такого известного в СССР писателя Олега Шмелева (автора и соавтора многих популярных детективов, среди которых - "Ошибка резидента", "Возвращение резидента") попросту не существовало, а был на самом деле контрразведчик Олег Грибанов, занимавшийся в свободное время литературным творчеством.
Может, и в этой истории кто-то из бойцов невидимого фронта прикрывался биографией простого солдата или ремонтника? Как знать…