Люди старшего поколения помнят фильм «Опасный возраст» (1981), где Юозас Будрайтис сыграл одаренного парфюмера, обладающего невероятной способностью различать мельчайшие нюансы в гамме запахов. Молодые наверняка смотрели сериал «Нюхач» (2013), в котором персонаж Кирилла Кяро наделен тем же даром и благодаря ему проводит детективные расследования. Казалось, такой талант преувеличен кинематографистами. Но нет. Наша землячка София Гройсман (в девичестве Ходош) с младенчества была наделена поразительным обонянием, различающим нотки любых запахов. Из 25 ароматов, собранных в зале парфюмерной славы в Нью-Йорке, четыре — ее разработка. За свою карьеру она стала обладательницей пяти премий FiFi Awards, которая приравнивается к «Оскару» в индустрии парфюмерии. На страницах газеты The New York Times ее назвали лучшим носом Америки, известные коллеги со всего мира восхищаются ее дарованием. В материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
София родилась 8 марта 1945 года в городском поселке Любча Новогрудского района Гродненской области. Почти ровесница Победы. И это символично. Ее отец и мама в первые месяцы войны оказались в партизанском отряде и до освобождения БССР сражались с фашистами. В частности, папа будущего парфюмера Петр Яковлевич Ходош участвовал в рельсовой войне, возглавлял подрывную группу партизанской бригады имени Дзержинского. Прилагал все силы для освобождения евреев из гетто в городах Барановичи, Новогрудок. С последним — особая история.
В середине мая 1943-го уцелевшие узники Новогрудского гетто ложками и руками начали рыть подземный лаз длиною в четверть километра, ведущий за огражденную территорию. 26 сентября 1943-го через него бежали 232 человека. Петр — один из тех, кто оказывал содействие побегу. Половина из спасшихся ушла в партизаны и воевала вместе с Петром. Среди бежавших — и родственники зятя Дональда Трампа Джареда Кушнера. В частности, дед ставшего в США миллиардером Чарльза Кушнера.
В благодарность
Вскоре после войны семья Ходош переехала из поселка Любча в Новогрудок. София росла и обнаруживала в себе необычные способности. Она заметила, что может различать ароматы полевых цветов, которые не ощущают другие. Запахи она складывала в уме в гармоничный клавир. Заметив талант дочери, мама брала ее на рынок, где девочка безошибочно отличала свежее мясо и другие продукты от тех, которые еще не испортились, но были, что называется, слегка залежалыми.
София с родителями
Конечно, в 1950-е в СССР наступила эпоха перемен, многое радикально изменилось. Но до сносного существования, достатка еды, одежды было еще далеко. В то время Польша не считалась далекой, но всё же находилась за границей. После VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, проходившего в Москве в 1957-м, гражданам Советского Союза разрешили личную переписку с родственниками из стран соцлагеря. Из нее Петр узнал, что в ПНР сможет обеспечить семье более высокий достаток. К тому же в Белостоке жила его мать, которая сильно болела. Переезд без объективных причин был невозможен. Но многие его друзья по партизанскому движению занимали высокие посты в Белоруссии. И они ему помогли. В 1960-м семья смогла выехать в Польшу. Там София окончила техникум, стала обладательницей степени бакалавра аналитической и неорганической химии. Тот случай, когда способности и образование дополнили друг друга. Вскоре Петра разыскали несколько спасенных им в Новогрудке еврейских семейств, уже проживавших в США. В 1965 году семья Петра, включая Софию, которая вышла замуж и сменила фамилию на Гройсман, выехала в Америку. Имел ли отношение клан Кушнеров к приглашению за океан, доподлинно неизвестно, но вероятно.
По прозвищу Пикассо
На дипломы польских техникумов в Америке не очень-то обращали внимание. Однако Софии удалось получить работу в лаборатории концерна IFF (International Flavors & Fragrances). Предприятие было лидером на рынке парфюмерных изделий и ароматизаторов. Девушка разрабатывала запахи ополаскивателей для белья. Не мечта, но профессия, позволившая ей продвинуться дальше, продемонстрировать свое дарование. Тем более что в лаборатории всегда под рукой находились нужные химические ингредиенты для ее экспериментов с духами. На ее изыскания обратил внимание один из руководителей Эрнст Шифтан. Для духов Paris от Yves Saint Laurent был выбран аромат, предложенный молодой эмигранткой. В компании она прошла путь от лаборантки до должности вице-президента. По статистике продаж, созданные ей культовые духи Trеsor вышли на один уровень с «Шанель № 5». Во многом благодаря девчонке из поселка Любча компания смогла обеспечить себе в конце прошлого века оборот в 2 млрд долларов. Но всё же один из первых ароматов, предложенных ею для мирового рынка, был воспроизведен по памяти, а не придуман с ходу. Это благоухание цветов вперемешку с запахом новых льняных рубах, который запал ей в душу в послевоенные годы. Духи так и назвали: White Linen, «Белый лён». Она смогла разрушить классические клише создания ароматов. Сутью стереотипов являлись сотни равнозначных составляющих в каждом новом бренде. София базирует свои ароматы не на сотнях, а на нескольких главных нотах, которые сразу ощущаются при раскрытии флакона. За это коллеги дали ей прозвище Пикассо.
Запах родины
Продолжая тему детских ассоциаций, взрослея, гениальный дизайнер духов всё больше понимала: она не стала бы известным парфюмером, если бы не первые 15 лет жизни, проведенные в БССР. Она считает, что запах ее Родины — чистый воздух, земля, чистота душ и совести, честность отношений между людьми и взаимопомощь. София утверждает, что все белорусы умеют любить друг друга, как одна семья. Идеалистические представления для истинного художника часто становятся мотором для создания новых шедевров. В 2012-м маэстро ароматов представила духи под рабочим названием «Белая Русь № 5». Номер связан с тем, что до 5-го София синтезировала четыре варианта, но последний ей показался самым точным. Окончательным названием марки стало «Желание прохлады». В 22 странах мира на этикетке этих духов написано: PA VETRA. Идея создания пришла в голову, когда она впервые после отъезда посетила родину в 2006 году. В 2014-м София презентовала аромат в Минске, расшифровав его, как свежий, прозрачный запах ее детства, с прохладой и сладостью, который она чувствовала, когда была ребенком. Упаковку духов украсило тиснение в виде карты Беларуси.
Сегодня С. Гройсман продолжает консультировать компанию IFF по эксклюзивным заказам, преподает, курирует начинающих коллег. Такой дар божий, как особое обоняние, не передать, но опыт — вполне.