"Проект транспортировки лодки фараона, представляющей собой самое крупное и самое древнее судно (возрастом более 4 600 лет) в человеческой истории, направлен на ее сохранение и на демонстрацию в качестве музейного экспоната в более надлежащем виде", - указано в заявлении.
Для перевоза лодки длиной 42 метра и весом 20 тонн использовалось импортированное из Бельгии специальное "умное" транспортное средство с дистанционным управлением и установленным на нем металлическим каркасом.
"Мы подготовили специальное металлическое сооружение наподобие клетки, чтобы процесс транспортировки был максимально безопасным. <...> Проведенная операция была результатом работы не одного месяца. Идея появилась два года назад в процессе подготовки [запланированного на текущий год] открытия Большого египетского музея", - поделился в интервью местной газете Al Watan генеральный секретарь Высшего совета по делам древностей Мустафа Вазири.
Царские ладьи по длине превышают 40 метров, а по ширине - 5 метров и имеют низкую осадку (не более 1,5 метра), что позволяло использовать их для хождения по реке Нил. При строительстве ладьи древние египтяне использовали только естественные материалы: деревянные колья, вставки и пальмовые канаты. Управлялась лодка египетских царей с помощью 10 пар весел.
Считается, что на "солнечных ладьях" перевозили уже мумифицированное тело фараона к месту его захоронения, из столицы Древнего Египта той эпохи Мемфиса к пирамидам Гизы. Кроме того, деревянные корабли имели ритуальное значение: согласно египетской мифологии, в загробной жизни фараон мог использовать ладью для прогулок по небу во время задушевных разговоров с Богом Солнца - Ра. Ученые, впрочем, не исключают, что на "солнечной ладье" Хеопс вполне мог и при жизни путешествовать по Нилу, инспектируя прибрежные плантации финиковых пальм или просто рыбача в зарослях папируса.
О первой "солнечной ладье" фараона
Информация о "захоронении" двух деревянных кораблей фараона на плато Гиза появилась в середине прошлого века. Первая лодка Хеопса была обнаружена в мае 1954 года выдающимся египетским археологом Камалем аль-Малахом (1918-1987) во время экспедиции по удалению песка с южной стороны Великой пирамиды Хеопса.
После реставрации и реконструкции судно, изначально обнаруженное в виде 650 частей, было выставлено с начала 1970-х годов в музейном комплексе близ Великих пирамид на плато Гиза. Поскольку данное пространство не оборудовано специальными средствами для размещения и хранения этого древнейшего деревянного артефакта, его уникальная органическая структура начала претерпевать изменения и повреждения.
Местные специалисты изучили несколько вариантов переноса судна в Большой египетский музей, в том числе и по частям. Однако наиболее безопасным оказался вариант транспортировки ладьи целиком.
После установки на постоянном месте и торжественного открытия лодка станет доступна для просмотра посетителям. Перед этим, как уточнил генсек Высшего совета по делам древностей, состоится специальная пресс-конференция, на которой будут сообщены все технические подробности транспортировки "солнечной ладьи" и ее дальнейшего хранения.