В связи с ростом тяжких и особо тяжких преступлений в сфере семейно-бытовых отношений на территории Ивьевского района отделом внутренних дел совместно с заинтересованными органами в период времени с 20 октября по 25 октября 2021 года проведено специальное комплексное мероприятие "Быт".
Целью данного мероприятия было комплексное применение мер индивидуальной профилактики правонарушений и мер превентивного воздействия в отношении граждан, допускающих насилие в семье; повышение уровня взаимодействия субъектов профилактики правонарушений и вовлечение граждан для оказания им содействия при реализации профилактических мероприятий по предупреждению насилия в семье.
В рамках данного мероприятия сотрудниками ОВД посещены по месту жительства лица, состоящие на учетах в отделе за совершение правонарушений в быту, а также лица, не привлеченные к административной либо уголовной ответственности при поступлении в ОВД в течение последних шести месяцев сообщений о двух и более фактах насилия в семье. К лицам, привлеченным к административной ответственности за совершение правонарушений в быту, приняты меры индивидуальной профилактики правонарушений. Кроме того, проведены выступления в трудовых коллективах, учреждениях образования и по месту жительства граждан, в ходе которых доведена информация об ответственности, возникающей за противоправные деяния в отношении членов семьи, пострадавших от домашнего насилия.
К насилию в семье относятся умышленные действия физического, психологического, сексуального характера членов семьи по отношению друг к другу, нарушающие права, свободы, законные интересы и причиняющие физические и (или) психические страдания.
Как правило, правонарушения данного вида совершают лица, ведущие антиобщественный образ жизни, в прошлом судимые за умышленные преступления, но не вставшие на путь исправления. Это обычно алкоголики, бытовые пьяницы, постоянно нарушающие общественный порядок, занимающиеся истязаниями, издевающиеся над членами семьи, родственниками, соседями.
Лица, ранее в целом характеризовавшиеся положительно, совершают преступления в сложных конфликтных ситуациях в ответ на неправильное, часто даже противоправное поведение потерпевших (угрозы, насилие, издевательство и т.д.). Преступления они зачастую совершают случайно, часто в нетрезвом состоянии или под влиянием ситуации, других участников.
В статье 31 Закона Республики Беларусь №122-З "Об основах деятельности по профилактике правонарушений" от 04.01.2014 года закреплена такая мера индивидуальной профилактики правонарушений, как защитное предписание. Это установление гражданину, совершившему насилие в семье, ограничений на совершение определенных действий. Данная мера возлагает на лицо, совершившее насилие в семье, запреты общаться с пострадавшим, предпринимать попытки выяснять место его пребывания, распоряжаться общей совместной собственностью, а также обязанность временно покинуть общее жилое помещение. Защитное предписание применяется к лицу, которое повторно в течение года после объявления официального предупреждения привлечено к административной ответственности за правонарушение в быту, либо лицу, которое, находясь на профилактическом учете в ОВД, привлечено к административной ответственности.
В текущем году сотрудниками Ивьевского РОВД к семейным дебоширам применено 11 защитных предписаний, из них 9 с обязанностью временно покинуть общее жилое помещение.
Ст. 10.1 КоАП Республики Беларусь предусматривает административную ответственность за причинение умышленного телесного повреждения, иных насильственных действий, либо нарушение защитного предписания. За это возможен штраф в размере от десяти до тридцати базовых величин или административный арест.
Нанесение побоев, не повлекшее причинение телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенные в отношении близкого родственника либо члена семьи, если в этих действиях нет состава преступления, либо нарушение защитного предписания,-влекут наложение штрафа в размере до десяти базовых величин или административный арест.
Административная ответственность за совершение рассматриваемого правонарушения в соответствии со статьей 4.2 КоАП наступает с 14-летнего возраста.
Следует отметить, что в соответствии со статьей 4.4 КоАП деяния, содержащие признаки административных правонарушений, предусмотренных статьей 10.1 КоАП, влекут административную ответственность лишь при наличии выраженного в установленном ПИКоАП порядке требования потерпевшего либо законного представителя привлечь лицо, совершившее такое правонарушение, к административной ответственности.
Так, статьей 9.4 ПИКоАП определено, что административный процесс по делам о рассматриваемых административных правонарушениях начинается только по требованию потерпевшего либо законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к ответственности, выраженному в форме заявления, и подлежит прекращению в случае примирения сторон.
Примирение по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 10.1 КоАП, допускается до объявления постановления по делу об административном правонарушении.
Также следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 9.6 ПИКоАП обстоятельствами, исключающими в данном случае административный процесс в отношении физического лица, являются отсутствие заявления потерпевшего или его законного представителя, либо примирение потерпевшего с физическим лицом, в отношении которого ведется административный процесс.
Вместе с тем, в случае совершения деяний, предусмотренных статьей 10.1 КоАП, административный процесс в соответствии с частью 1 статьи 9.4 ПИКоАП может быть начат прокурором при отсутствии указанного требования и не подлежит прекращению в случае примирения потерпевшего либо законного представителя с лицом, в отношении которого ведется административный процесс.
В. Щурский,
начальник РОВД.