15 февраля 1989 года последний советский солдат перешел мост пограничной реки Амударьи под Термезом. Более тридцати лет отдаляют нас от тех событий. Уже нет могучей державы - СССР, чьи интересы защищали в далеком Афгане и тысячи белорусов. Однако память о войне по-прежнему отзывается болью в сердцах матерей, отцов, вдов, детей тех парней, которые возвращались домой "грузом-200".
Война в Афганистане длилась 9 лет, 1 месяц и 18 дней. Свыше 15 тысяч советских воинов погибли на чужой земле, 6 тысяч скончались впоследствии от ран и болезней, 311 человек пропали без вести. Это были самые большие потери Советской Армии со времен Великой Отечественной.
Через горнило афганской войны (с 1979 по 1989 год) прошли 32 тысячи белорусов. 12 наших земляков пропали без вести, более 700 стали инвалидами. Более 770 - вернулись домой в солдатских цинковых гробах…
И сколько бы ни прошло лет, та война будет болью многих семей, где так и не дождались возвращения "из-за речки" своих мужей, сыновей, братьев, отцов…
Валерий Юзефович Крашинский родился в Субботниках в 1966 году. Здесь закончил школу, успел до армии закончить и 1 курс сельхозинститута. Военной кафедры в вузе не было, и в 1984 был призван на срочную воинскую службу. Служил во Владимире (учебка), Нарофоминске в инженерных войсках.
После года службы формировалась бригада для отправки в Афганистан. Из своего батальона в эту бригаду он попал в единственном числе. Требовалась именно его воинская специальность - разведчик-минер.
Ввели бригаду в Афганистан в марте 1985-го. Эта дата памятная на всю жизнь - 11 марта. Это точка отсчета, изменившая жизнь, заставившая посмотреть на мир другими глазами…
Никто из афганцев не любит рассказывать о войне. Отношение к войне менялось, да и глазами взрослого человека смотришь на прошлое совсем по-другому. Совсем другие ощущения, когда тебе было 18 лет, и когда тебе 55.
Валерий Юзефович рассказывает, что дислоцировалась воинская часть в провинции Гильменд. Это - одна из самых неспокойных афганских территорий, она считается одним из главных оплотов Талибана, является крупнейшим производителем опиума.
…Пустыня, граница с Ираком и Пакистаном в считанных километрах. Самая южная точка Афгана. Служили в бригаде спецназначения. Система реактивного огня была сильным сдерживающим фактором для моджахедов. Но тех вооружали, как могли, американцы - их 22-я и 15-е бригады первыми испытали вражеские стингеры.
Видели все, горького было немало.
- Героями себя не чувствовали, старались делать то, что было необходимо, - говорит собеседник. - И себя не опозорили. Все, что требовали командиры - исполнили. В бригаде были, в основном, славяне - понимать друг друга было проще.
22 апреля 1986 года, через год с лишним, Валерий Крашинский демобилизовался - афганская веха жизни закончилась.
Он окончил институт, работал на Ивьевщине зоотехником. Недолго, но поднимал районное сельское хозяйство. Затем поступил в высшую школу милиции, прослужил до пенсии в Ивьевском РОВД. 17 лет посвятил работе участкового. Одна из самых трудных и востребованных должностей в милиции. Ему пришлось обслуживать Гераненский и Субботникский сельсоветы. Человеком себя зарекомендовал взвешенным, рассудительным.
Валерий Юзефович уже несколько лет на пенсии. Жена Галина Олеговна - учитель математики в Гераненской СШ. Дочь Валерия работает в Лиде, у Крашинских двое внуков - пяти и четырех лет. Младшая внучка родилась с дедом в один день, чему тот несказанно рад - праздник двойной.
Сидеть без дела не в характере Валерия Юзефовича, он продолжает работать. На этот раз в охране предприятия в Лиде.
Говорят, что время лечит. Это весьма спорная истина. Эрих Мария Ремарк писал:
"А время - оно не лечит. Оно заштопывает раны, оно просто закрывает их сверху марлевой повязкой новых впечатлений, новых ощущений, жизненного опыта… И иногда, зацепившись за что-то, эта повязка слетает, и свежий воздух попадает в рану, даря ей новую боль…и новую жизнь. Время - плохой доктор. Заставляет забыть о боли новых ран, нанося все новые и новые"...
Владимир ПОБОЛЬ. Фото Станислава ЗЕНКЕВИЧА и из домашнего архива.