Вместо праздничного торта, который Николас должен был съесть накануне – белорусский зефир. Свой восьмой день рождения мальчик отметил уже под мирным небом. Без страха, огня и регулярных обстрелов. Временным приютом для беженцев стал гостиничный номер в Гродно. Две комнаты, санузел, холодильник и телевизор. Всё, что нужно на первое время.
Многодетная семья приехала в Гродно из Харьковской области несколько дней назад. Поселили их быстро – в течение нескольких часов. Волонтёры привезли продукты, теперь можно вдоволь поесть и перевести дыхание. А ещё спокойно отдохнуть, не вздрагивая от частых сирен и взрывов. В родном посёлке Золочев совсем жизни не стало.
АНАСТАСИЯ ЧЕРКАШИНА, ЖИТЕЛЬ ХАРЬКОВСКОЙ ОБЛАСТИ:
- У нас очень сильно начало бомбить наш ПГТ. У нас много квартир разбитых, много людей пострадало, очень много.
А вот шансов выжить катастрофически мало, рассказывает Анастасия Черкашина. Под обстрелами гибнут и взрослые, и дети. Еда закончилась. Подвоза продуктов нет, люди занимают километровые очереди за гуманитарной помощью. Купить негде и нечего, магазины закрыты.
АНАСТАСИЯ ЧЕРКАШИНА, ЖИТЕЛЬ ХАРЬКОВСКОЙ ОБЛАСТИ:
- Ну ты можешь купить хлеб, всё. Но это тоже надо выйти в 3-4 утра, занять очередь, и не раз такое было – очередь подошла, а тебе даже нечего уже взять.
Все родственники женщины остались в зоне конфликта. У родителей слабое здоровье, а младшего брата и мужа не выпускают из страны, рассказывает Анастасия. Служить мужчины отказываются, не видят смысла брать в руки оружие.
АНАСТАСИЯ ЧЕРКАШИНА, ЖИТЕЛЬ ХАРЬКОВСКОЙ ОБЛАСТИ:
- Есть ситуация, которая реально была на наших глазах. Украинская армия, наша, они просто прячутся за нами, как за щитом. Т.е. дома, квартиры, школа, они возле школы – возле их школы, стояли с танками, отстреливались, Ребята, подумайте своей головой! Прилетит в эту школу, перед вами дома, жилые, с людьми, с детьми, и туда прилетит, 100%! Живой щит, мы там пушечное мясо, всё. Мы не нужны там, поэтому мы уехали.
Уехать из Украины решилась и эта супружеская пара. Ольга и Виктор Чёрные родом из Донецкой области. В их посёлке Верхнеторецкое жизнь навсегда разделилась на «до» и «после».
ВИКТОР ЧЁРНЫЙ, ЖИТЕЛЬ ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТИ:
- Ужас. Тихая ужасть. Это словами не передашь, если не прочувствуешь. Когда дети малые и старые люди из под обстрелов выскакивают. Мы остались с женой без дома. Дом разбитый, пришлось сюда бежать.
Сейчас супруги чувствуют себя в безопасности. Планируют остаться жить в Беларуси и найти работу. Виктор Иванович, к примеру, токарь. И сейчас, в 64, открыт к любым предложениям.
ЕЛЕНА БЕРЕЖНАЯ, КОРРЕСПОНДЕНТ:
- Обе эти семьи, как и многие другие украинцы, уезжали быстро, объездными путями. В дороге друг друга поддерживали и подбадривали. Вещей с собой не брали – чемодан может занять чьё-то место. А желающих покинуть зону огня - немало.
В Гродненской области сейчас проживают более 250 человек со статусом дополнительной зашиты. И 11 получили статус беженца. В основном это граждане Украины. В Беларуси им оказывают всю необходимую помощь.
АЛЕКСАНДР ВУЛЬКЕВИЧ, НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ ПО ГРАЖДАНСТВУ И МИГРАЦИИ УВД ГРОДНЕНСКОГО ОБЛСИПОЛКОМА:
- Со стороны внутренних дел оказывается помощь в документировании данных граждан, предоставлении регистрации, предоставлении определённой материальной помощи. Со стороны органов власти предоставляется место для проживания, Красный крест оказывает помощь, предоставляет продукты питания, одежду. В текущем году с территории Украины к нам прибыло две семьи.
Обе уже подали документы на предоставление статуса дополнительной защиты на территории Республики и ждут решения. Кстати, сейчас для иностранцев, спасающихся от боевых действий, разрешён безвизовый режим из Украины в Беларусь до 15 апреля.