Коррупция – это умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей. Борьба с коррупцией на сегодняшний день - одно из главных направлений работы, как органов внутренних дел, так и всех правоохранительных структур и ведомств.
26 июля 2006 года издан Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» № 165-З, который и определил основные термины борьбы с коррупцией, а также полномочия органов и организаций, осуществляющих эту деятельность.
Решение вопроса о законности получения должностным лицом обычного подарка в связи со служебной деятельностью, а также разграничение взятки и подарка имеет немаловажное практическое значение.
Глава 32 Гражданского кодекса Республики Беларусь предусматривает такой вид гражданско-правовой сделки, как дарение. Подарок преподносится из личной симпатии и иных чувств и вручается при отсутствии встречной передачи вещи, права, любого обоюдного обязательства. Взятка же диктует взаимные обязательства сторон и тесно связана с должностным поведением в интересах одного или нескольких лиц. Ее цель - склонить должностное лицо к служебным действиям (бездействию).
Не запрещены случаи вручения государственному должностному лицу подарка как обычному рядовому гражданину в силу сложившихся личных взаимоотношений. Исключая ситуации, когда одаряемое лицо понимает, что даритель все же ожидает в последующем покровительства по службе, сокрытия дисциплинарных проступков и т.д. В данном случае необходимо отказаться от подарка.
В то же время не будет противоречить законодательству принятие руководителями по случаю торжественных событий подарков от коллектива организации, ее структурного и обособленного подразделения (коллективные подарки). Исключая материальные ценности, стоимость которых явно выходит за пределы разумного. В результате такими подарками фактически вуалируется подкуп должностных лиц, о чем сами должностные лица прекрасно осведомлены. Поэтому государственным должностным лицам следует воздерживаться от принятия подарков от подчиненных, подконтрольных (поднадзорных) организаций и их работников, за исключением символических знаков внимания в пределах общепринятых норм вежливости (например, букет цветов).
Ни при каких условиях вы не вправе принимать подарки в виде:
- наличных и безналичных денежных средств;
- входных билетов на культурно-массовые мероприятия (спектакли, концерты, спортивные и клубные мероприятия и т.п.);
- телефонных карточек, проездных билетов и жетонов;
- абонементов на посещение физкультурно-оздоровительных заведений;
- различных льгот при совершении сделок (беспроцентные или льготные кредиты, индивидуальные скидки на товары и т.п.);
- бесплатного проживания в гостинице, на даче;
- выплаты несоразмерно высоких авторских вознаграждений, вознаграждений за преподавательскую деятельность и т.п.;
- оплаты расходов в ресторанах, кафе, столовых, клубах, других развлекательных заведениях;
- оплаты отдыха в санаториях, профилакториях, домах отдыха;
- оплаты туристических поездок;
- оплаты расходов на лечение и обучение;
- назначения наследником путем упоминания в завещании;
- оказания сексуальных услуг;
- предметов, которые явно не относятся к сувенирной продукции (бытовая техника, мебель, ювелирные украшения, транспортные средства и др.).
Ограничения по принятию государственными должностными лицами подарков, установленные Законом о борьбе с коррупцией и Законом о госслужбе, не охватывают случаи:
- принятия различных соразмерных угощений в связи с исполнением служебных обязанностей в ходе служебного общения с должностными лицами государственных органов и других организаций, проведения контрольных и надзорных проверок, других подобных мероприятий, если предоставление таких угощений основано на нормах вежливости и гостеприимства;
- принятия символических знаков внимания (наряду с сувенирами) на протокольных и иных официальных мероприятиях, вручение которых является общепринятой нормой вежливости и гостеприимства (традиционно - цветов);
- принятия денежных вознаграждений и ценных подарков за счет местных бюджетов по решениям органов местной исполнительной власти;
- принятия государственных наград.
Государственные должностные лица, присутствуя на протокольных, официальных и иных мероприятиях, могут также выступать получателями подарков, которые предназначены не им самим, а представляемым ими организациям.
При этом следует учитывать следующее:
- допускается дарение обычных подарков, стоимость которых не превышает установленного законодательством пятикратного размера базовой величины, в отношениях между коммерческими организациями , при этом договор дарения таких подарков может быть совершен как в письменной, так и в устной формах;
- заключение договора дарения между коммерческими и некоммерческими организациями, а также между некоммерческими организациями допускается независимо от стоимости подарка;
- договор дарения движимого имущества должен быть совершен в письменной форме, когда дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает установленный законодательством размер базовой величины более, чем в пять раз. Нарушение этого требования влечет за собой ничтожность договора;
- подарок, предназначенный для организации и полученный ее представителем, подлежит постановке на учет в этой организации в порядке, установленном законодательством.
На практике у государственных должностных лиц может возникнуть проблема в том, чтобы определить, является ли подарок сувениром, какова стоимость сувенира, является ли мероприятие, на котором вручен сувенир, протокольным или иным официальным.
Если одаряемый не может самостоятельно определить, является ли полученный им подарок сувениром и какова его примерная стоимость, следует обращаться в организацию по месту службы (работы) за разъяснениями и консультациями.
Подготовила Р.Рэй.